Для школьников

Определение и симптоматика дисграфии




      Дисграфия — это частичное на­рушение процесса письма, проявляющееся в стой­ких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функ­ций, участвующих в процессе письма.
В современной литературе для обозначения спе­цифических расстройств письма используются раз­личные термины. Частичные нарушения письма называются дисграфией, полная неспособность письма — аграфией. В ряде стран (например, в США) нарушения чтения и письма определяются одним термином «дислексия». В других странах специфические нарушения письма определяются термином «дизорфография» (например, во Фран­ции).
В отечественной литературе термины «дисгра­фия» и «дизорфография» противопоставляются, т. е. разграничиваются.
Для дифференциальной диагностики этих нару­шений необходимо уточнить те критерии, на осно­ве которых выделяются ошибки при дисграфии и дизорфографии. Таким основным критерием явля­ется тот принцип правописания, который преиму­щественно нарушается. Известно, что в русской орфографии выделяются следующие основные прин­ципы: фонетический (фонематический), морфоло­гический, традиционный.
В основе фонетического (фонематического) прин­ципа правописания лежит звуковой (фонематиче­ский) анализ речи. Слова записываются так, как они слышатся и произносятся (ДОМ, ТРАВА, КА­НАВА, СЛЫШУ). Пишущий анализирует звуко­вой состав слова и обозначает звуки определенны­ми   буквами.   Таким   образом,   для  реализации фонематического принципа письма необходима сформированность дифференциации фонем и фонематического анализа.
Морфологический принцип состоит в том, что морфемы слова (корень, приставка, суффикс, окон­чание) с одинаковым значением имеют и одинако­вое написание, хотя их произношение в сильной и слабой позиции может быть различным (ДОМ — ДО(а)МА, СТОЛ — СТО(а)ЛЫ, СОЙТИ — С(з)БЕЖАТЬ). Использование морфологического прин­ципа предполагает умение определять значащие морфемы слова, определять морфологическую структуру слова, выделять морфемы с одинако­вым значением, произношение которых может отличаться в различных фонетических услови­ях. Уровень развития морфологического анали­за тесно связан с развитием словаря и грамматического строя речи.
И, наконец, традиционный принцип предпола­гает такое написание слова, которое сложилось в истории развития письменности и не может быть объяснено фонетическим или морфологическим принципом правописания.
С учётом принципов орфографии можно сделать вывод, что дисграфия преимущественно связана с нарушением реализации фонетического принципа, а при дизорфографии нарушается использование морфологического и традиционного принципов правописания.
В соответствии с определени­ем термина «дисграфия» можно выделить следую­щие особенности ошибок при дисграфии:
1. Как и при дислексии, ошибки при дисграфии являются стойкими и специфическими, что позво­ляет отграничить эти ошибки от ошибок «роста», «физиологических» (по Б. Г. Ананьеву) ошибок, закономерно встречающихся у детей при овладе­нии письмом. При этом следует отметить, что ошибки при дисграфии по внешнему проявлению сходны с так называемыми физиологическими ошибками. Однако при дисграфии эти ошибки являются более многочисленными, повторяющи­мися и сохраняются длительное время.
2.  Дисграфические ошибки связаны с несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма, — дифференциа­ции фонем на слух и в произношении, анализа предложений на слова, слогового и фонематичес­кого анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, оптико-пространственных функций.
Нарушения элементарных функций (анализа­торных) также могут приводить к нарушениям письма. Но эти нарушения письма не рассматриваются как дисграфия.
Нарушения письма у детей (например, при за­держке психического развития) могут быть связаны с педагогической запущенностью, с нарушением внимания, контроля, которые дезорганизуют весь процесс письма как сложную речевую деятельность. Однако в этом случае ошибки, если они не связаны с несформированностью высших психических функ­ций, носят не специфический, а вариативный харак­тер и поэтому не являются дисграфическими.
3. Ошибки при дисграфии характеризуются на­рушением фонетического принципа письма, т. е. ошибки наблюдаются в сильной фонетической по­зиции (ЛОПАДА — вместо ЛОПАТА, ДМ — вмес­то ДОМ), в отличие от орфографических ошибок, которые наблюдаются лишь в слабой фонетической позиции (ВАДЯНОЙ — вместо ВОДЯНОЙ, ДАМА — вместо ДОМА).
4.   Ошибки характеризуются как дисграфиче­ские в том случае, когда они наблюдаются у детей школьного возраста.
У детей дошкольного возраста письмо сопровож­дается многочисленными ошибками, сходными по характеру и проявлению с дисграфическими. Од­нако у детей дошкольного возраста еще недоста­точно сформированы многие психические функ­ции, обеспечивающие процесс письма. Поэтому эти ошибки являются закономерными, «физиологиче­скими».
Выделяются следующие группы ошибок при дисграфии:
1.  Искаженное написание букв.
2.  Замены рукописных букв: а) графически сход­ных (например, лм); б) обозначаю­щих фонетически сходные звуки (например, дт).
3.  Искажения звукобуквенной структуры сло­ва: перестановки, пропуски, добавления, персеве­рации, контаминации букв, слогов (например, ВЕСЕНА — вместо ВЕСНА, СТАНА — вместо СТРА­НА, КУЛБОК — вместо КЛУБОК).
4.  Искажения структуры предложения: раздель­ное написание слова, слитное написание слов, кон­таминации слов (например, ИСТЕПЛЫХ СТРАНЛЕТЯ ГРАЧИ — вместо ИЗ ТЕПЛЫХ СТРАН ЛЕ­ТЯТ ГРАЧИ).

5. Аграмматизмы на письме (например, МНОГО КАРАНДАШОВ, НЕТ КЛЮЧОВ, НА ВЕТКОВ).

 Определение и симптоматика дислексии


      Дислексия — это частичное на­рушение процесса чтения, проявляющееся в стой­ких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших 
психиче­ских функций, участвующих в процессе чтения.
В данном определении подчеркиваются основ­ные признаки дислексических ошибок, что дает возможность отдифференцировать дислексию от иных нарушений чтения:
1. Ошибки чтения при дислексии являются стой­кими, и без специальной коррекционной работы они могут сохраняться у ребенка в течение многих месяцев и лет. Это позволяет отдифференцировать дислексические ошибки от ошибок чтения, кото­рые выступают как закономерности процесса овладения чтением и наблюдаются у всех детей на начальных этапах овладения навыком чтения.
Ошибки чтения, закономерно встречающиеся у всех детей при овладении навыком чтения, не стой­ки и быстро исчезают по мере перехода от одного этапа овладения навыком чтения к другому.
2.  Ошибки чтения при дислексии носят специ­фический характер. Это повторяющиеся, типиче­ские ошибки. Данный признак дислексических оши­бок позволяет отдифференцировать дислексии от случайных, вариативных ошибок, которые могут на­блюдаться при утомлении, вследствие невнима­тельности, недостаточности процессов контроля при чтении.
3.  Ошибки чтения при дислексии обусловлены несформированностью высших психических фун­кций, обеспечивающих процесс чтения в норме. Этот признак дислексических ошибок дает возмож­ность отграничить дислексии от ошибок чтения, которые могут наблюдаться у детей вследствие педагогической запущенности, неправильной мето­дики обучения, нарушений элементарных функций.
Так, замедленное овладение чтением и ошибки чтения могут наблюдаться у детей ленивых, с на­рушением поведения, педагогически запущенных даже в тех случаях, когда у них в достаточной степени сформированы высшие психические фун­кции, необходимые для овладения навыком чте­ния. В этом случае у ребенка имеются нарушения чтения иного характера, чем дислексия.
Ошибки чтения могут иметь место и при непра­вильной методике обучения чтению (побуквенное чтение, методика целых слов и др.). Так, побуквен­ное чтение, с одной стороны, может проявляться у ребенка вследствие неправильного обучения чтению в семье. И если у ребенка нет нарушений фонемати­ческого развития, то в этом случае побуквенное чте­ние еще не свидетельствует о наличии дислексии. Но, с другой стороны, побуквенное чтение может быть признаком дислексии, если оно связано с несформированностью фонематического анализа и синтеза.
Ошибки чтения могут наблюдаться у детей с плохим зрением из-за неразличения букв. Если эти ошибки не связаны с несформированностью зрительно-пространственных функций, а обуслов­лены лишь снижением зрения, они не классифи­цируются как дислексические ошибки и исчеза­ют при коррекции нарушений остроты зрения.
Таким образом, наличие ошибок чтения само по себе еще не свидетельствует о наличии дислексии. О дислексии речь идет лишь в том случае, когда ошибки чтения обусловлены недоразвитием выс­ших психических функций.
Дислексия проявляется в за­медлении процесса овладения чтением, в замедлен­ном темпе чтения (брадилексии), в нарушении движения глаз по строке в процессе чтения, в стойких и повторяющихся ошибках при чтении.
Количество и характер ошибок варьируется в зависимости от тяжести дислексии у ребенка, эта­па овладения навыком чтения, сложности чита­емого речевого материала (слогов, слов, предложе­ний, текста). Чем тяжелее дислексия, чем сложнее читаемый речевой материал, тем многочисленнее и разнообразнее ошибки чтения. На начальных эта­пах овладения чтением ошибки чтения являются более разнообразными, преобладают ошибки тех­нической стороны процесса чтения, понимание читаемого нарушается вторично. На последующих этапах формирования навыка чтения ошибки становятся менее разнообразными и более специфи­ческими.
При дислексии отмечаются следующие группы ошибок:
1.  Неусвоение букв, неточное соотнесение зву­ка и буквы, которое проявляется в заменах и сме­шениях звуков при чтении. При дислексии может наблюдаться различный характер замен и смеше­ний: а) замены и смешения фонетически близких звуков (звонких и глухих, например ТЕВОЧКА, ЛОБАТА); аффрикат и звуков, входящих в их со­став (например, ОДУВАНТИК); б) замены графи­чески сходных букв (X—Ж, П—Н и др.); в) недифференцированные, вариативные замены (Ж—М—Л и т. д.).
2.  Побуквенное чтение — нарушение слияния звуков в слоги и слова. При этом способе чтения буквы называются поочередно нанизываются одна на другую (РАМА — Р, А, М, А).
3. Искажения звукослоговой структуры слова. Наиболее распространенные ошибки чтения этой группы: а) пропуски согласных при стечении (СКАМЕЙКА — КАМЕКА); б) пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения (ПАРОВОЗ — ПАРВОЗ); в) добавление звуков (ПОД ДОЖДЕМ — ПОД ДОЖДИЕМ); г) перестановка звуков (ЛОПА­ТА — ЛОТАПА); д) пропуски, перестановки слогов (КАНАВА — КАВАНА).
4. Нарушение понимания прочитанного, кото­рое может проявляться как на уровне отдельного слова, так и на уровне предложения и текста. На­рушение понимания прочитанного может быть пер­вичным, но может быть и вторичным. В первом случае нарушение понимания прочитанного наблю­дается при технически правильном чтении, во вто­ром случае оно является следствием неправильного чтения.
5.  Замены слов (ЗАХЛЕСТНУЛА — ЗАХЛОП­НУЛА).
6. Аграмматизмы при чтении. Чаще всего на­блюдаются ошибки согласования существительно­го и прилагательного, нарушения падежных окончаний, изменения окончаний глаголов и др. Аграм­матизмы при чтении выявляются, как правило, на аналитико-синтетической и синтетической ступе­ни овладения навыком чтения.
Соотношение ошибок чтения во многом зависит от этапа овладения навыком чтения. На аналити­ческом этапе овладения чтением (на ступени овладения звукобуквенными обозначениями, а также на ступени послогового чтения) преобладают замены звуков, нарушения слияния звуков в слоги (побуквенное чтение), искажения звукослоговой структуры слова. Нарушения пони­мания прочитанного чаще всего носят вторичный характер, они обусловлены технически неправиль­ным чтением. На аналитико-синтетическом и синте­тическом этапе овладения навыком чтения доми­нирующими ошибками выступают искажения зву­кослоговой структуры слова, аграмматизмы, замены слов, а также нарушения понимания прочитанного.
Течение дислексии носит регрессирующий ха­рактер с постепенным уменьшением количества и видов ошибок, а также степени дислексии.
Дислексия отрицательно влияет на формирова­ние личности ребенка. Неудачи школьника при ов­ладении чтением могут способствовать возникновению и закреплению таких черт характера, как неуверенность в себе, робость, тревожная мнитель­ность или, наоборот, агрессивность, озлобленность, негативизм. В одних случаях эти аффективные реакции являются следствием дислексии. В дру­гих случаях они непосредственно не связаны с дислексией, а лишь сопровождают ее течение, включаясь в общую структуру нервно-психических заболеваний, например, при некоторых органиче­ских поражениях головного мозга.

Рекомендую к просмотру фильм "Звёздочки на земле", здесь наглядно можно увидеть ребёнка  с проблемами дислексии и дисграфии, фильм достоин вашего внимания!


Маленький мальчик 8 лет Ишан Авасти с рождения немного отличается от других детей. Ему дается с трудом то, что у других получается очень легко. Мир не понимает этого ребенка, как и его собственные родители. Когда Ишан в третий раз проваливает экзамены в школе, его отец в наказание отправляет мальчика в школу-интернат. Одиночество губит ребенка, он осуждает себя за расставание с родителями, но и не может их простить. Однажды в жизни Ишана появляется временный учитель рисования Рам Никум — единственный, кто понимает этого ребенка. Рам ставит перед собой цель изменить жизнь мальчика и отношение к нему. В этом фильме режиссер Аамир Кхан выступил и как исполнитель главной роли, и как продюсер. Картина повествует о мальчике с дислексией и о несовершенстве образовательной системы. Картина вызвала настоящий резонанс и отхватила в свою копилку множество наград. 
ТЕСТИ НА ДОСЛІДЖЕННЯ ДИГРАФІЇ 1-4 КЛАС
АГРАМАТИЧНА ДИСГРАФІЯ. 
1. Підбери до слова пару: Один - багато А) Шар - ______________________________ Око - ______________________________  Рот - ______________________________  Колос - ____________________________  Лоб - ______________________________ Б) Солодкий - _______________________ Маленький - ___________________________ Кругле - _____________________________ Легка - _____________________________ Високе - _____________________________ В) Клює - ______________________________ Поспішає - ______________________________ Спить - ______________________________ Малює - ______________________________ читає -  _______________________________ 2. Запиши кількість предметів за зразком:         1 жук -       2 жука -                    5 жуків         1 ключ -     2 _______________ 5 __________________         1 дерево -   2_______________ 5__________________         1 троянда -  2_______________ 5__________________         1 качка -       2______________   5 __________________ 3 . Запиши пари слів за змістом :      Замети     плаче ____________________________      Галка       тануть ____________________________      Яйця        кипить ____________________________      Дитина    літає ____________________________      Молоко    їдуть ____________________________      Машини   варяться ________________________ 4 . Встав потрібні закінчення: Народ укр______ ставок глубок______ кавун стиг_______ Мова укр_______ річка глубок______ диня стиг_______ Слово укр______ озеро глубок______ яблуко стиг_______ Люди укр______ моря глубок_______ ягоди стиг_______ 5. Встав пропущене слово (прийменник): Білка ___ ялинці. Дерево гнеться ___ вітру. Кішка лежить ___ кошику. Їсти сідай ___ стіл. Ніж упустили ___ стіл. Стілець стоїть ___ столу. Люстра висить ___ столом. Доріжка вела __ лісі. 6. Склади і запиши речення з слів: Кухар, готувати, обід. ________________________________________ Женя, у, ранець, новий. ______________________________________ Ліс, вийшов, з, лісник. _______________________________________ Берізка, сидіти, на, дятел. _____________________________________ Банан, хлопчик, давати, мавпа._________________________________
7 . Прочитай, знайди помилку, виправ :
1 ) Кішка сильніше мишка.
     __________________________________________________________
Пароплав пливе по ріка.
_____________________________________________________________
Бабуся в'яже шкарпетки гачок.
_____________________________________________________________
Малюк в'яже шкарпетки гачок.
 __________________________________________________________________
Малий мріє про собака.
_____________________________________________________________
 2 ) Діти ходили за гриб і ягода.
 _________________________________________________________________
 Цього року хороший урожай яблуко і огірок.
 __________________________________________________________________
Розставте іграшки на полка.
_____________________________________________________________
Купуйте газета і журнал .
_____________________________________________________________
У бібліотеці книги стоять в шафу, на полку, лежать на стіл.
_____________________________________________________________
Диктант .
2 клас
На початку року .
Книга .
Дядя Юра приніс книгу. Там зайчик і ведмедик. Таня і м'ячик. Слон і кінь. Ми любимо вірші. 
(18 слів).
У кінці року.
                                                    Улюблений театр .
У Київі є театр ляльок. Інна і Тетяна йдуть туди з радістю. На стіні чудовий годинник. Наступив день. Півень кличе дітей. З будиночків вийшли ведмідь, козел, свиня і заграли пісеньку . Дівчатка взяли в касі білети, сіли на місця. Відкрилася сцена. Зал затих. ( 44 слова).
3 клас .
На початку року.
Друзі .
Юра Щукін і Олексій Морозов - великі друзі. Вони живуть у селі Іллінки . Кругом розкинулися широкі поля. Під горою річечка Клязьма . Влітку хлопці працювали в полі. Вони ходили на про- полку буряків. Потім бігли в ближній лісок . Там багато грибів і ягід. Хлопчики знають грибні місця. ( 46 слів).
У кінці року.
Літній дощик.
    Стояв жаркий день. Раптом потягнув вітерець. Набігла синя хмара . Вона  закрила сонце . Пішов дощик. Сонце освітлювало околицю. Дощові краплі били по траві і квітам. Вони повисали на листочках і травинках. У кожній краплинкі грав сонячний промінь.
   Дощ перестав. Погляньте на небо! Хто збудував гарний міст від села до галявин? Від землі йде легкий парок . Повітря наповнює запах польових квітів. ( 64 слова).
4 клас .
На початку року .
Гуси летять.
   Прийшла пора прощання . Перелітні птахи потягнулися в теплі краї. Вожак засурмив збір. Гуси зібралися до купи і затихли. Вожак повільно розправив крила і різко піднявся в повітря. Зграя  злетіла за вожаком. Найсильніший гусак летів попереду. Він розрізав повітря крилами. Слідом рухалися старі гуси. Молодь знаходилася в кінці зграї.
Через десяток кілометрів шляху вожак втомився. Він опустився нижче, пропустив зграю вперед. Місто вожака зайняв інший сильний гусак. ( 68 слів).
У кінці року.
Забарвлення тварин.
   Тварин захищає колір. Взимку заєць- біляк замість бурого став білим. Котить по сніговій доріжкі  грудочка. Не бачить його в білому полі лисиця .
   Рябчик весь рябий. На спинці смужка. Притиснувся до земельці. Не помітиш в листях.
   На тигрячої шкурі намальовані довгі смуги . Влітку хижака не побачиш в очереті .
   Морського коника важко розгледіти серед зелені трави. Він міняє колір. Освітить промінь сонця морську траву - коник позеленіє. Зайде сонце за горизонт. Вода в морі потемніє. І коник потемнів. Зачепився за травинку. Хвилі гойдають його взад і вперед. ( 86 слів)
АГРАМАТИЧНА ДИСГРАФІЯ ( методика)
1 завдання .
Кожна проба оцінюється окремо : А, Б , В.
3 бали - завдання виконано без помилок
2 бали - 1-2 помилки
1 бал - 3-4 помилки
0 балів - більше 4 -х помилок
2 завдання
Кожна проба оцінюється окремо ( по рядку)
2 бали - завдання виконано без помилок
1 бал - 1 помилка
0 балів - 2 помилки
3 завдання
Завдання оцінюється в цілому:
3 бали - завдання виконано без помилок
2 бали - 1-2 помилки
1 бал - 3-4 помилки
0 балів - більше 4 -х помилок
4 завдання :
Кожна проба оцінюється окремо ( по стовпчику )
3 бали - завдання виконано без помилок
2 бали - 1-2 помилки
1 бал - 3-4 помилки
0 балів - більше 4 -х помилок
5 завдання :
Завдання оцінюється в цілому:
3 бали - завдання виконано без помилок
2 бали - 1-2 помилки
1 бал - 3-4 помилки
0 балів - більше 4 -х помилок
6 завдання :
Кожна проба оцінюється окремо ( по рядку)
3 бали - завдання виконано без помилок
2 бали - 1-2 помилки
1 бал - 3-4 помилки
0 балів - більше 4 -х помилок
7 завдання :
Кожна проба оцінюється окремо ( по рядку)
3 бали - завдання виконано без помилок
2 бали - 1-2 помилки
1 бал - 3-4 помилки
0 балів - більше 4 -х помилок
 8 завдання :
Диктант оцінюється в цілому:
38 балів - диктант написаний без помилок;
20 балів - 1-2 орфографічні і 2-3 дисграфічні помилки ;
10 балів - 3-4 орфографічні і 3-4 дисграфічні помилки ;
0 балів - більше 4 орфографічних і більше 4 дисграфічні помилки.
Кількість балів * 100 %
________________________
120 ОПТИЧНА ДИСГРАФІЯ.
Завдання № 1
Викресли задану букву, вкажи кількість викреслених букв.
І : І Н Щ Ж І М П Ш І Ц І Щ П І У І _______
Ш : Ш Щ Ж І П Ш К М У Ш Л Ц Ш І Ж _______
б : б о в ф д б я а б ф в б м з б з е б м ю б _______
 д : д а б ф р д о з в д з м з р б д м в д р д _______
Завдання № 2
Викресли заданий склад, вкажи кількість викреслених складів.
ха : ах ка жа на па ух ха жа ха ак ау ха аж ______
жа : жа на ух жа ха ак ау ах аж ха жа ах ______
уч : лу чу уч ну цу ун ущ лу чу уч ну уч ______
Завдання № 3
Викресли задане слово серед ряду інших.

пошта / пошта пачка пташка пічка пошта шана_____
соловей / солома соловей соловейко соловеть соловей ______
пружина / прутик дружина пружина пришитий пружина______
Завдання № 4 Підкресли букву л - однією рискою, а букву м - двома. 
калюжа, мотор, лама, машина, місяць, масло, лисиця, марка, сила.
Підкресли букву ш - однією рискою , а букву щ - двома.
локшина, щавель, плащ, суши, щітка, щука, шапка, щастя.
Підкресли букву т - однією рискою , а букву г - двома.
трактор, горох, тополя, губи, гроза, туман, гном, торт.
Завдання № 5
Встав пропущені літери.
т - п
1 ) У На_аші новий _енал .
       На _оля о_ус_ився _уман .
ш- и
2 ) Ма_а п__е л_ст.
      М__а вдягнув _апку та _арф.
л - м
3) Кішка  _ ака_ а мо_око. 
     Вова їв _а_ину. 
к-н 
4) Без му_и _емає _ау_и. 
     Люди_а без __иги, я_ риба без води. Ч - У 
5) _ ляна, _іполіно. 
      _аща лісу. великий _дав. 
Л - А 
6) _ йстра, хлопчик _ндрій. 
            _ ля і _іля сестри. Завдання № 6  Закресли зайві букви і запиши речення прописними буквами.  Приклад: Хто не пра (ц,ч) ює, той не їсть.  Хто не працює, той не їсть.  1) В золо (п, т) ий клу (д, б) очек         Схова (в, л) ся д (і, у) бочок.  ----------------------------------------------------------------------------------------------------------  ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------  2) В грозу не с (п, т) ій під (д, в) ерев. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------- ----------------------------------------------------------------------------------------------------------- 3) Тер (т, п) іння та тру (т, д) все пере (д, т) руть.  ------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------------- -------------------------------------------------- -  4) (Щ, Ц) еня вискочи (в, л) на ули (щ, ц) ю.  ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -----------------  5) Всі пі (с, ш)ли з (б, д)ому.  -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ОПТИЧНА ДИСГРАФІЯ (методика)
Завдання № 1 Оцінюється кожна проба окремо. 3бал . - Правильне виконання . 2бал. - пропуск однієї букви, правильно вказано кількість викреслених букв. 1 бал . - Пропуск 2 букв, або неправильно вказано кількість викреслених букв. 0 бал . - Пропуск більше 2 літер або неправильно вказано кількість викреслених букв. Максимальна оцінка 12 балів. Завдання № 2 Оцінюється кожна проба окремо. 3бал . - Правильне виконання . 2бал. -перепустку одного складу, правильно вказано кількість викреслених складів. 1 бал . - Пропуск 2слогов або неправильно вказано кількість викреслених складів. 0 бал . - Пропуск більше 2 складів або неправильно вказано кількість викреслених складів. Максимальна оцінка 9 балів. Завдання № 3 Оцінюється кожна проба окремо. 3бал . - Правильне виконання . 2бал. - пропуск одного -два слова, правильно вказано кількість викреслених слів. 1 бал . - 3-4 помилки або неправильно вказано кількість викреслених слів. 0 бал . - Більше 5 помилок. Максимальна оцінка 9 балів. Завдання № 4 Завдання оцінюється в цілому, не кожна проба окремо. 10 бал . - Не більше 1 помилки. 5 бал . - 2-3 помилки. 3 бал . - 4-5 помилки. 0 бал . - Більше 5 помилок. Максимальна оцінка 10 балів. Завдання № 5 Оцінюється кожна проба окремо. 3бал . - Правильне виконання . 2бал. - 1 помилка . 1 бал . - 2-3 помилки. 0 бал . - Більше 3 помилок. Максимальна оцінка 18 балів. Завдання № 6 Оцінюється кожна проба окремо. 3бал . - Правильне виконання . 2бал. - 1 помилка . 1 бал . - 2-3 помилки. 0 бал . - Більше 3 помилок. Максимальна оцінка 15 балів. Максимальна оцінка за весь тест: 73 бали.  % ( Колличество балів х 100 %): 73                                                                 Всього:
Таблица анализа ошибок письма ученика (цы)
____ класса____________________
Причина возникновения ошибок
(какая функция нарушена).
Вид дисграфии. Виды ошибок
Отметка о наличии
ошибок
Начало
учеб. года
(занятий)
конец
учеб. года
(занятий)
а) произносительная функция
речи;
б) слуховая дифференциация
Артикуляционно-акустическая дисграфия
Замена и пропуски букв по принципу сходства соответствующих им
звуков:
1.Замены звонких согласных парными глухими и наоборот(б-п,
д-т, г-к, в-ф, з-с, ж-ш).
2.Замены мягких согласных соответствующими твёрдыми(и
наоборот).
3.Разнообразные замены в группах свистящих (с,з,ц) и
шипящих(ш,ж,ч,щ,з,) звуков.
4.Разнообразные буквенные замены в группе сонорных
согласных (р,рь,п,пь),й.
5.Замены гласных звуков.
6.Пропуски букв соответствующих пропускам звуков в устной
речи.
а)функция зрительного анализа и
синтеза;
б)функция пространственных
представлений
Оптическая дисграфия
Замена букв по принципу оптического сходства и
искаженное их написание:
1.Состоящих из одинаковых элементов, но различно
расположенных в пространстве (в-д,т-ш).
2.Включающих одинаковые элементы,но отличающихся
дополнительными элементами (и-ш,п-т,х-ж,л-м).
3.Зеркальное написание букв (с- ,э- ).
4.Пропуски элементов, особенно при соединении
букв,включающих одинаковый элемент (ау-а ).
5.Добавление лишних элементов (ш- )
6.Несоблюдение строки.
Двигательная функция
Моторная
дисграфия
Нарушение связи моторных образов слов(букв) с их
звуковыми и зрительными образами:
1.Нарушение качества почерка: сильный нажим,неровные
буквы,много дополнительных штрихов,съезжание со строки.
2.Пропуск букв, элементов букв,слов.
3.Стереотипные добавления одной и той же буквы, элемента
буквы, слога,слова.
Нарушение функции языкового
анализа и синтеза
Дисграфия
на почве языкового анализа
и синтеза
Искажение звуко-слоговой структуры слов и нарушение
границ между словами(предложениями):
1.Пропуски гласных и согласных букв в словах.
2.Добавление лишних букв.
3.Перестановка букв.
4.Пропуск слогов, добавление, перестановка.
5.Нарушение деления на слова.
6.Слияние нескольких слов в одно.
7.Разделение слова на части.
Несформированность лексико-
грамматической функции речи
Аграмматическая
дисграфия
Аграмматизмы на письме:
1.В связной речи.
2.Трудности в установлении логических связей между
предложениями.
3.Последовательность предложений не всегда соответствует
последовательности событий.
4.Нарушение смысловых и грамматических связей между
предложениями.
5.Искажение морфологической структуры слова, замена
префиксов, суффиксов.
6.Изменение падежных окончаний.
7.Нарушений предложных конструкций.
8.Изменение падежа местоимений, числа существительных.
9.Нарушение согласования.
10.Нарушение синтаксического оформления речи: пропуски
членов предложения, нарушение последовательности,
трудности конструирования сложных предложений.
Дисорфография
Орфографические ошибки:
1. Сочетание ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ
2. Заглавная буква в начале предложения, в именах
собственных
3. Обозначение мягкости согласных на письме
4. Безударные гласные
5. Парные согласные
6. Непроизносимая согласная
7. Разделительные Ъ и Ь знаки
8. Словарные слова
Прочие:
Ошибки на правила, еще не пройденные по программе
Используемые материалы:
1. Тетради для контрольных работ списывание, диктанты.
2. Рабочие тетради по родному языку.
3. Рабочие тетради для логопедических занятий.
Логопедическое заключение:
Рекомендовано:

Комментариев нет: