Определение и симптоматика дисграфии
Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
В современной литературе для обозначения специфических расстройств письма используются различные термины. Частичные нарушения письма называются дисграфией, полная неспособность письма — аграфией. В ряде стран (например, в США) нарушения чтения и письма определяются одним термином «дислексия». В других странах специфические нарушения письма определяются термином «дизорфография» (например, во Франции).
В отечественной литературе термины «дисграфия» и «дизорфография» противопоставляются, т. е. разграничиваются.
Для дифференциальной диагностики этих нарушений необходимо уточнить те критерии, на основе которых выделяются ошибки при дисграфии и дизорфографии. Таким основным критерием является тот принцип правописания, который преимущественно нарушается. Известно, что в русской орфографии выделяются следующие основные принципы: фонетический (фонематический), морфологический, традиционный.
В основе фонетического (фонематического) принципа правописания лежит звуковой (фонематический) анализ речи. Слова записываются так, как они слышатся и произносятся (ДОМ, ТРАВА, КАНАВА, СЛЫШУ). Пишущий анализирует звуковой состав слова и обозначает звуки определенными буквами. Таким образом, для реализации фонематического принципа письма необходима сформированность дифференциации фонем и фонематического анализа.
Морфологический принцип состоит в том, что морфемы слова (корень, приставка, суффикс, окончание) с одинаковым значением имеют и одинаковое написание, хотя их произношение в сильной и слабой позиции может быть различным (ДОМ — ДО(а)МА, СТОЛ — СТО(а)ЛЫ, СОЙТИ — С(з)БЕЖАТЬ). Использование морфологического принципа предполагает умение определять значащие морфемы слова, определять морфологическую структуру слова, выделять морфемы с одинаковым значением, произношение которых может отличаться в различных фонетических условиях. Уровень развития морфологического анализа тесно связан с развитием словаря и грамматического строя речи.
И, наконец, традиционный принцип предполагает такое написание слова, которое сложилось в истории развития письменности и не может быть объяснено фонетическим или морфологическим принципом правописания.
С учётом принципов орфографии можно сделать вывод, что дисграфия преимущественно связана с нарушением реализации фонетического принципа, а при дизорфографии нарушается использование морфологического и традиционного принципов правописания.
В соответствии с определением термина «дисграфия» можно выделить следующие особенности ошибок при дисграфии:
1. Как и при дислексии, ошибки при дисграфии являются стойкими и специфическими, что позволяет отграничить эти ошибки от ошибок «роста», «физиологических» (по Б. Г. Ананьеву) ошибок, закономерно встречающихся у детей при овладении письмом. При этом следует отметить, что ошибки при дисграфии по внешнему проявлению сходны с так называемыми физиологическими ошибками. Однако при дисграфии эти ошибки являются более многочисленными, повторяющимися и сохраняются длительное время.
2. Дисграфические ошибки связаны с несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма, — дифференциации фонем на слух и в произношении, анализа предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, оптико-пространственных функций.
Нарушения элементарных функций (анализаторных) также могут приводить к нарушениям письма. Но эти нарушения письма не рассматриваются как дисграфия.
Нарушения письма у детей (например, при задержке психического развития) могут быть связаны с педагогической запущенностью, с нарушением внимания, контроля, которые дезорганизуют весь процесс письма как сложную речевую деятельность. Однако в этом случае ошибки, если они не связаны с несформированностью высших психических функций, носят не специфический, а вариативный характер и поэтому не являются дисграфическими.
3. Ошибки при дисграфии характеризуются нарушением фонетического принципа письма, т. е. ошибки наблюдаются в сильной фонетической позиции (ЛОПАДА — вместо ЛОПАТА, ДМ — вместо ДОМ), в отличие от орфографических ошибок, которые наблюдаются лишь в слабой фонетической позиции (ВАДЯНОЙ — вместо ВОДЯНОЙ, ДАМА — вместо ДОМА).
4. Ошибки характеризуются как дисграфические в том случае, когда они наблюдаются у детей школьного возраста.
У детей дошкольного возраста письмо сопровождается многочисленными ошибками, сходными по характеру и проявлению с дисграфическими. Однако у детей дошкольного возраста еще недостаточно сформированы многие психические функции, обеспечивающие процесс письма. Поэтому эти ошибки являются закономерными, «физиологическими».
Выделяются следующие группы ошибок при дисграфии:
1. Искаженное написание букв.
2. Замены рукописных букв: а) графически сходных (например, л—м); б) обозначающих фонетически сходные звуки (например, д—т).
3. Искажения звукобуквенной структуры слова: перестановки, пропуски, добавления, персеверации, контаминации букв, слогов (например, ВЕСЕНА — вместо ВЕСНА, СТАНА — вместо СТРАНА, КУЛБОК — вместо КЛУБОК).
4. Искажения структуры предложения: раздельное написание слова, слитное написание слов, контаминации слов (например, ИСТЕПЛЫХ СТРАНЛЕТЯ ГРАЧИ — вместо ИЗ ТЕПЛЫХ СТРАН ЛЕТЯТ ГРАЧИ).
5. Аграмматизмы на письме (например, МНОГО КАРАНДАШОВ, НЕТ КЛЮЧОВ, НА ВЕТКОВ).
Определение и симптоматика дислексии
Дислексия — это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших
психических функций, участвующих в процессе чтения.
В данном определении подчеркиваются основные признаки дислексических ошибок, что дает возможность отдифференцировать дислексию от иных нарушений чтения:
1. Ошибки чтения при дислексии являются стойкими, и без специальной коррекционной работы они могут сохраняться у ребенка в течение многих месяцев и лет. Это позволяет отдифференцировать дислексические ошибки от ошибок чтения, которые выступают как закономерности процесса овладения чтением и наблюдаются у всех детей на начальных этапах овладения навыком чтения.
Ошибки чтения, закономерно встречающиеся у всех детей при овладении навыком чтения, не стойки и быстро исчезают по мере перехода от одного этапа овладения навыком чтения к другому.
2. Ошибки чтения при дислексии носят специфический характер. Это повторяющиеся, типические ошибки. Данный признак дислексических ошибок позволяет отдифференцировать дислексии от случайных, вариативных ошибок, которые могут наблюдаться при утомлении, вследствие невнимательности, недостаточности процессов контроля при чтении.
3. Ошибки чтения при дислексии обусловлены несформированностью высших психических функций, обеспечивающих процесс чтения в норме. Этот признак дислексических ошибок дает возможность отграничить дислексии от ошибок чтения, которые могут наблюдаться у детей вследствие педагогической запущенности, неправильной методики обучения, нарушений элементарных функций.
Так, замедленное овладение чтением и ошибки чтения могут наблюдаться у детей ленивых, с нарушением поведения, педагогически запущенных даже в тех случаях, когда у них в достаточной степени сформированы высшие психические функции, необходимые для овладения навыком чтения. В этом случае у ребенка имеются нарушения чтения иного характера, чем дислексия.
Ошибки чтения могут иметь место и при неправильной методике обучения чтению (побуквенное чтение, методика целых слов и др.). Так, побуквенное чтение, с одной стороны, может проявляться у ребенка вследствие неправильного обучения чтению в семье. И если у ребенка нет нарушений фонематического развития, то в этом случае побуквенное чтение еще не свидетельствует о наличии дислексии. Но, с другой стороны, побуквенное чтение может быть признаком дислексии, если оно связано с несформированностью фонематического анализа и синтеза.
Ошибки чтения могут наблюдаться у детей с плохим зрением из-за неразличения букв. Если эти ошибки не связаны с несформированностью зрительно-пространственных функций, а обусловлены лишь снижением зрения, они не классифицируются как дислексические ошибки и исчезают при коррекции нарушений остроты зрения.
Таким образом, наличие ошибок чтения само по себе еще не свидетельствует о наличии дислексии. О дислексии речь идет лишь в том случае, когда ошибки чтения обусловлены недоразвитием высших психических функций.
Дислексия проявляется в замедлении процесса овладения чтением, в замедленном темпе чтения (брадилексии), в нарушении движения глаз по строке в процессе чтения, в стойких и повторяющихся ошибках при чтении.
Количество и характер ошибок варьируется в зависимости от тяжести дислексии у ребенка, этапа овладения навыком чтения, сложности читаемого речевого материала (слогов, слов, предложений, текста). Чем тяжелее дислексия, чем сложнее читаемый речевой материал, тем многочисленнее и разнообразнее ошибки чтения. На начальных этапах овладения чтением ошибки чтения являются более разнообразными, преобладают ошибки технической стороны процесса чтения, понимание читаемого нарушается вторично. На последующих этапах формирования навыка чтения ошибки становятся менее разнообразными и более специфическими.
При дислексии отмечаются следующие группы ошибок:
1. Неусвоение букв, неточное соотнесение звука и буквы, которое проявляется в заменах и смешениях звуков при чтении. При дислексии может наблюдаться различный характер замен и смешений: а) замены и смешения фонетически близких звуков (звонких и глухих, например ТЕВОЧКА, ЛОБАТА); аффрикат и звуков, входящих в их состав (например, ОДУВАНТИК); б) замены графически сходных букв (X—Ж, П—Н и др.); в) недифференцированные, вариативные замены (Ж—М—Л и т. д.).
2. Побуквенное чтение — нарушение слияния звуков в слоги и слова. При этом способе чтения буквы называются поочередно нанизываются одна на другую (РАМА — Р, А, М, А).
3. Искажения звукослоговой структуры слова. Наиболее распространенные ошибки чтения этой группы: а) пропуски согласных при стечении (СКАМЕЙКА — КАМЕКА); б) пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения (ПАРОВОЗ — ПАРВОЗ); в) добавление звуков (ПОД ДОЖДЕМ — ПОД ДОЖДИЕМ); г) перестановка звуков (ЛОПАТА — ЛОТАПА); д) пропуски, перестановки слогов (КАНАВА — КАВАНА).
4. Нарушение понимания прочитанного, которое может проявляться как на уровне отдельного слова, так и на уровне предложения и текста. Нарушение понимания прочитанного может быть первичным, но может быть и вторичным. В первом случае нарушение понимания прочитанного наблюдается при технически правильном чтении, во втором случае оно является следствием неправильного чтения.
5. Замены слов (ЗАХЛЕСТНУЛА — ЗАХЛОПНУЛА).
6. Аграмматизмы при чтении. Чаще всего наблюдаются ошибки согласования существительного и прилагательного, нарушения падежных окончаний, изменения окончаний глаголов и др. Аграмматизмы при чтении выявляются, как правило, на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения.
Соотношение ошибок чтения во многом зависит от этапа овладения навыком чтения. На аналитическом этапе овладения чтением (на ступени овладения звукобуквенными обозначениями, а также на ступени послогового чтения) преобладают замены звуков, нарушения слияния звуков в слоги (побуквенное чтение), искажения звукослоговой структуры слова. Нарушения понимания прочитанного чаще всего носят вторичный характер, они обусловлены технически неправильным чтением. На аналитико-синтетическом и синтетическом этапе овладения навыком чтения доминирующими ошибками выступают искажения звукослоговой структуры слова, аграмматизмы, замены слов, а также нарушения понимания прочитанного.
Течение дислексии носит регрессирующий характер с постепенным уменьшением количества и видов ошибок, а также степени дислексии.
Дислексия отрицательно влияет на формирование личности ребенка. Неудачи школьника при овладении чтением могут способствовать возникновению и закреплению таких черт характера, как неуверенность в себе, робость, тревожная мнительность или, наоборот, агрессивность, озлобленность, негативизм. В одних случаях эти аффективные реакции являются следствием дислексии. В других случаях они непосредственно не связаны с дислексией, а лишь сопровождают ее течение, включаясь в общую структуру нервно-психических заболеваний, например, при некоторых органических поражениях головного мозга.
Рекомендую к просмотру фильм "Звёздочки на земле", здесь наглядно можно увидеть ребёнка с проблемами дислексии и дисграфии, фильм достоин вашего внимания!
Маленький мальчик 8 лет Ишан Авасти с рождения немного отличается от других детей. Ему дается с трудом то, что у других получается очень легко. Мир не понимает этого ребенка, как и его собственные родители. Когда Ишан в третий раз проваливает экзамены в школе, его отец в наказание отправляет мальчика в школу-интернат. Одиночество губит ребенка, он осуждает себя за расставание с родителями, но и не может их простить. Однажды в жизни Ишана появляется временный учитель рисования Рам Никум — единственный, кто понимает этого ребенка. Рам ставит перед собой цель изменить жизнь мальчика и отношение к нему. В этом фильме режиссер Аамир Кхан выступил и как исполнитель главной роли, и как продюсер. Картина повествует о мальчике с дислексией и о несовершенстве образовательной системы. Картина вызвала настоящий резонанс и отхватила в свою копилку множество наград.
ТЕСТИ НА ДОСЛІДЖЕННЯ ДИГРАФІЇ 1-4 КЛАС Рекомендую к просмотру фильм "Звёздочки на земле", здесь наглядно можно увидеть ребёнка с проблемами дислексии и дисграфии, фильм достоин вашего внимания!
АГРАМАТИЧНА ДИСГРАФІЯ.
1. Підбери до слова пару: Один - багато А) Шар - ______________________________ Око - ______________________________ Рот - ______________________________ Колос - ____________________________ Лоб - ______________________________ Б) Солодкий - _______________________ Маленький - ___________________________ Кругле - _____________________________ Легка - _____________________________ Високе - _____________________________ В) Клює - ______________________________ Поспішає - ______________________________ Спить - ______________________________ Малює - ______________________________ читає - _______________________________ 2. Запиши кількість предметів за зразком: 1 жук - 2 жука - 5 жуків 1 ключ - 2 _______________ 5 __________________ 1 дерево - 2_______________ 5__________________ 1 троянда - 2_______________ 5__________________ 1 качка - 2______________ 5 __________________ 3 . Запиши пари слів за змістом : Замети плаче ____________________________ Галка тануть ____________________________ Яйця кипить ____________________________ Дитина літає ____________________________ Молоко їдуть ____________________________ Машини варяться ________________________ 4 . Встав потрібні закінчення: Народ укр______ ставок глубок______ кавун стиг_______ Мова укр_______ річка глубок______ диня стиг_______ Слово укр______ озеро глубок______ яблуко стиг_______ Люди укр______ моря глубок_______ ягоди стиг_______ 5. Встав пропущене слово (прийменник): Білка ___ ялинці. Дерево гнеться ___ вітру. Кішка лежить ___ кошику. Їсти сідай ___ стіл. Ніж упустили ___ стіл. Стілець стоїть ___ столу. Люстра висить ___ столом. Доріжка вела __ лісі. 6. Склади і запиши речення з слів: Кухар, готувати, обід. ________________________________________ Женя, у, ранець, новий. ______________________________________ Ліс, вийшов, з, лісник. _______________________________________ Берізка, сидіти, на, дятел. _____________________________________ Банан, хлопчик, давати, мавпа._________________________________ 7 . Прочитай, знайди помилку, виправ :
1 ) Кішка сильніше мишка.
__________________________________________________________
Пароплав пливе по ріка.
_____________________________________________________________
Бабуся в'яже шкарпетки гачок.
_____________________________________________________________
Малюк в'яже шкарпетки гачок.
__________________________________________________________________
Малий мріє про собака.
_____________________________________________________________
2 ) Діти ходили за гриб і ягода.
_________________________________________________________________
Цього року хороший урожай яблуко і огірок.
__________________________________________________________________
Розставте іграшки на полка.
_____________________________________________________________
Купуйте газета і журнал .
_____________________________________________________________
У бібліотеці книги стоять в шафу, на полку, лежать на стіл.
_____________________________________________________________
Диктант .
2 клас
На початку року .
Книга .
Дядя Юра приніс книгу. Там зайчик і ведмедик. Таня і м'ячик. Слон і кінь. Ми любимо вірші.
(18 слів).
У кінці року.
Улюблений театр .
У Київі є театр ляльок. Інна і Тетяна йдуть туди з радістю. На стіні чудовий годинник. Наступив день. Півень кличе дітей. З будиночків вийшли ведмідь, козел, свиня і заграли пісеньку . Дівчатка взяли в касі білети, сіли на місця. Відкрилася сцена. Зал затих. ( 44 слова).
3 клас .
На початку року.
Друзі .
Юра Щукін і Олексій Морозов - великі друзі. Вони живуть у селі Іллінки . Кругом розкинулися широкі поля. Під горою річечка Клязьма . Влітку хлопці працювали в полі. Вони ходили на про- полку буряків. Потім бігли в ближній лісок . Там багато грибів і ягід. Хлопчики знають грибні місця. ( 46 слів).
У кінці року.
Літній дощик.
Стояв жаркий день. Раптом потягнув вітерець. Набігла синя хмара . Вона закрила сонце . Пішов дощик. Сонце освітлювало околицю. Дощові краплі били по траві і квітам. Вони повисали на листочках і травинках. У кожній краплинкі грав сонячний промінь.
Дощ перестав. Погляньте на небо! Хто збудував гарний міст від села до галявин? Від землі йде легкий парок . Повітря наповнює запах польових квітів. ( 64 слова).
4 клас .
На початку року .
Гуси летять.
Прийшла пора прощання . Перелітні птахи потягнулися в теплі краї. Вожак засурмив збір. Гуси зібралися до купи і затихли. Вожак повільно розправив крила і різко піднявся в повітря. Зграя злетіла за вожаком. Найсильніший гусак летів попереду. Він розрізав повітря крилами. Слідом рухалися старі гуси. Молодь знаходилася в кінці зграї.
Через десяток кілометрів шляху вожак втомився. Він опустився нижче, пропустив зграю вперед. Місто вожака зайняв інший сильний гусак. ( 68 слів).
У кінці року.
Забарвлення тварин.
Тварин захищає колір. Взимку заєць- біляк замість бурого став білим. Котить по сніговій доріжкі грудочка. Не бачить його в білому полі лисиця .
Рябчик весь рябий. На спинці смужка. Притиснувся до земельці. Не помітиш в листях.
На тигрячої шкурі намальовані довгі смуги . Влітку хижака не побачиш в очереті .
Морського коника важко розгледіти серед зелені трави. Він міняє колір. Освітить промінь сонця морську траву - коник позеленіє. Зайде сонце за горизонт. Вода в морі потемніє. І коник потемнів. Зачепився за травинку. Хвилі гойдають його взад і вперед. ( 86 слів)
АГРАМАТИЧНА ДИСГРАФІЯ ( методика)
1 завдання .
Кожна проба оцінюється окремо : А, Б , В.
3 бали - завдання виконано без помилок
2 бали - 1-2 помилки
1 бал - 3-4 помилки
0 балів - більше 4 -х помилок
2 завдання
Кожна проба оцінюється окремо ( по рядку)
2 бали - завдання виконано без помилок
1 бал - 1 помилка
0 балів - 2 помилки
3 завдання
Завдання оцінюється в цілому:
3 бали - завдання виконано без помилок
2 бали - 1-2 помилки
1 бал - 3-4 помилки
0 балів - більше 4 -х помилок
4 завдання :
Кожна проба оцінюється окремо ( по стовпчику )
3 бали - завдання виконано без помилок
2 бали - 1-2 помилки
1 бал - 3-4 помилки
0 балів - більше 4 -х помилок
5 завдання :
Завдання оцінюється в цілому:
3 бали - завдання виконано без помилок
2 бали - 1-2 помилки
1 бал - 3-4 помилки
0 балів - більше 4 -х помилок
6 завдання :
Кожна проба оцінюється окремо ( по рядку)
3 бали - завдання виконано без помилок
2 бали - 1-2 помилки
1 бал - 3-4 помилки
0 балів - більше 4 -х помилок
7 завдання :
Кожна проба оцінюється окремо ( по рядку)
3 бали - завдання виконано без помилок
2 бали - 1-2 помилки
1 бал - 3-4 помилки
0 балів - більше 4 -х помилок
8 завдання :
Диктант оцінюється в цілому:
38 балів - диктант написаний без помилок;
20 балів - 1-2 орфографічні і 2-3 дисграфічні помилки ;
10 балів - 3-4 орфографічні і 3-4 дисграфічні помилки ;
0 балів - більше 4 орфографічних і більше 4 дисграфічні помилки.
Кількість балів * 100 %
________________________
120 ОПТИЧНА ДИСГРАФІЯ.
Завдання № 1
Викресли задану букву, вкажи кількість викреслених букв.
І : І Н Щ Ж І М П Ш І Ц І Щ П І У І _______
Ш : Ш Щ Ж І П Ш К М У Ш Л Ц Ш І Ж _______
б : б о в ф д б я а б ф в б м з б з е б м ю б _______
д : д а б ф р д о з в д з м з р б д м в д р д _______
Завдання № 2
Викресли заданий склад, вкажи кількість викреслених складів.
ха : ах ка жа на па ух ха жа ха ак ау ха аж ______
жа : жа на ух жа ха ак ау ах аж ха жа ах ______
уч : лу чу уч ну цу ун ущ лу чу уч ну уч ______
Завдання № 3
Викресли задане слово серед ряду інших.
пошта / пошта пачка пташка пічка пошта шана_____
соловей / солома соловей соловейко соловеть соловей ______
пружина / прутик дружина пружина пришитий пружина______
Завдання № 4 Підкресли букву л - однією рискою, а букву м - двома.
калюжа, мотор, лама, машина, місяць, масло, лисиця, марка, сила.
Підкресли букву ш - однією рискою , а букву щ - двома.
локшина, щавель, плащ, суши, щітка, щука, шапка, щастя.
Підкресли букву т - однією рискою , а букву г - двома.
трактор, горох, тополя, губи, гроза, туман, гном, торт.
Завдання № 5
Встав пропущені літери.
т - п
1 ) У На_аші новий _енал .
На _оля о_ус_ився _уман .
ш- и
2 ) Ма_а п__е л_ст.
М__а вдягнув _апку та _арф.
л - м
3) Кішка _ ака_ а мо_око.
Вова їв _а_ину.
к-н
4) Без му_и _емає _ау_и.
Люди_а без __иги, я_ риба без води. Ч - У
5) _ ляна, _іполіно.
_аща лісу. великий _дав.
Л - А
6) _ йстра, хлопчик _ндрій.
_ ля і _іля сестри. Завдання № 6 Закресли зайві букви і запиши речення прописними буквами. Приклад: Хто не пра (ц,ч) ює, той не їсть. Хто не працює, той не їсть. 1) В золо (п, т) ий клу (д, б) очек Схова (в, л) ся д (і, у) бочок. ---------------------------------------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 2) В грозу не с (п, т) ій під (д, в) ерев. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------- ----------------------------------------------------------------------------------------------------------- 3) Тер (т, п) іння та тру (т, д) все пере (д, т) руть. ------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------------- -------------------------------------------------- - 4) (Щ, Ц) еня вискочи (в, л) на ули (щ, ц) ю. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ----------------- 5) Всі пі (с, ш)ли з (б, д)ому. -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ОПТИЧНА ДИСГРАФІЯ (методика)
Завдання № 1 Оцінюється кожна проба окремо. 3бал . - Правильне виконання . 2бал. - пропуск однієї букви, правильно вказано кількість викреслених букв. 1 бал . - Пропуск 2 букв, або неправильно вказано кількість викреслених букв. 0 бал . - Пропуск більше 2 літер або неправильно вказано кількість викреслених букв. Максимальна оцінка 12 балів. Завдання № 2 Оцінюється кожна проба окремо. 3бал . - Правильне виконання . 2бал. -перепустку одного складу, правильно вказано кількість викреслених складів. 1 бал . - Пропуск 2слогов або неправильно вказано кількість викреслених складів. 0 бал . - Пропуск більше 2 складів або неправильно вказано кількість викреслених складів. Максимальна оцінка 9 балів. Завдання № 3 Оцінюється кожна проба окремо. 3бал . - Правильне виконання . 2бал. - пропуск одного -два слова, правильно вказано кількість викреслених слів. 1 бал . - 3-4 помилки або неправильно вказано кількість викреслених слів. 0 бал . - Більше 5 помилок. Максимальна оцінка 9 балів. Завдання № 4 Завдання оцінюється в цілому, не кожна проба окремо. 10 бал . - Не більше 1 помилки. 5 бал . - 2-3 помилки. 3 бал . - 4-5 помилки. 0 бал . - Більше 5 помилок. Максимальна оцінка 10 балів. Завдання № 5 Оцінюється кожна проба окремо. 3бал . - Правильне виконання . 2бал. - 1 помилка . 1 бал . - 2-3 помилки. 0 бал . - Більше 3 помилок. Максимальна оцінка 18 балів. Завдання № 6 Оцінюється кожна проба окремо. 3бал . - Правильне виконання . 2бал. - 1 помилка . 1 бал . - 2-3 помилки. 0 бал . - Більше 3 помилок. Максимальна оцінка 15 балів. Максимальна оцінка за весь тест: 73 бали. % ( Колличество балів х 100 %): 73 Всього: Таблица анализа ошибок письма ученика (цы)
____ класса____________________
Причина возникновения ошибок
(какая функция нарушена).
Вид дисграфии. Виды ошибок
Отметка о наличии
ошибок
Начало
учеб. года
(занятий)
конец
учеб. года
(занятий)
а) произносительная функция
речи;
б) слуховая дифференциация
Артикуляционно-акустическая дисграфия
Замена и пропуски букв по принципу сходства соответствующих им
звуков:
1.Замены звонких согласных парными глухими и наоборот(б-п,
д-т, г-к, в-ф, з-с, ж-ш).
2.Замены мягких согласных соответствующими твёрдыми(и
наоборот).
3.Разнообразные замены в группах свистящих (с,з,ц) и
шипящих(ш,ж,ч,щ,з,) звуков.
4.Разнообразные буквенные замены в группе сонорных
согласных (р,рь,п,пь),й.
5.Замены гласных звуков.
6.Пропуски букв соответствующих пропускам звуков в устной
речи.
а)функция зрительного анализа и
синтеза;
б)функция пространственных
представлений
Оптическая дисграфия
Замена букв по принципу оптического сходства и
искаженное их написание:
1.Состоящих из одинаковых элементов, но различно
расположенных в пространстве (в-д,т-ш).
2.Включающих одинаковые элементы,но отличающихся
дополнительными элементами (и-ш,п-т,х-ж,л-м).
3.Зеркальное написание букв (с- ,э- ).
4.Пропуски элементов, особенно при соединении
букв,включающих одинаковый элемент (ау-а ).
5.Добавление лишних элементов (ш- )
6.Несоблюдение строки.
Двигательная функция
Моторная
дисграфия
Нарушение связи моторных образов слов(букв) с их
звуковыми и зрительными образами:
1.Нарушение качества почерка: сильный нажим,неровные
буквы,много дополнительных штрихов,съезжание со строки.
2.Пропуск букв, элементов букв,слов.
3.Стереотипные добавления одной и той же буквы, элемента
буквы, слога,слова.
Нарушение функции языкового
анализа и синтеза
Дисграфия
на почве языкового анализа
и синтеза
Искажение звуко-слоговой структуры слов и нарушение
границ между словами(предложениями):
1.Пропуски гласных и согласных букв в словах.
2.Добавление лишних букв.
3.Перестановка букв.
4.Пропуск слогов, добавление, перестановка.
5.Нарушение деления на слова.
6.Слияние нескольких слов в одно.
7.Разделение слова на части.
Несформированность лексико-
грамматической функции речи
Аграмматическая
дисграфия
Аграмматизмы на письме:
1.В связной речи.
2.Трудности в установлении логических связей между
предложениями.
3.Последовательность предложений не всегда соответствует
последовательности событий.
4.Нарушение смысловых и грамматических связей между
предложениями.
5.Искажение морфологической структуры слова, замена
префиксов, суффиксов.
6.Изменение падежных окончаний.
7.Нарушений предложных конструкций.
8.Изменение падежа местоимений, числа существительных.
9.Нарушение согласования.
10.Нарушение синтаксического оформления речи: пропуски
членов предложения, нарушение последовательности,
трудности конструирования сложных предложений.
Дисорфография
Орфографические ошибки:
1. Сочетание ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ
2. Заглавная буква в начале предложения, в именах
собственных
3. Обозначение мягкости согласных на письме
4. Безударные гласные
5. Парные согласные
6. Непроизносимая согласная
7. Разделительные Ъ и Ь знаки
8. Словарные слова
Прочие:
Ошибки на правила, еще не пройденные по программе
Используемые материалы:
1. Тетради для контрольных работ списывание, диктанты.
2. Рабочие тетради по родному языку.
3. Рабочие тетради для логопедических занятий.
Логопедическое заключение:
Рекомендовано:
Комментариев нет:
Отправить комментарий