суббота, 9 ноября 2013 г.

ПЕСОК И РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ


Песочная терапия

– одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и логопеду. Как правило, первые контакты детей друг с другом – в песочнице. Это традиционные игры с песком. Песочную терапию можно использовать в работе с детьми, начиная с трех лет. 
   Помимо общепринятых направлений в работе по коррекции звукопроизношения у детей с речевыми нарушениями, на логопедических занятиях можно использовать элементы песочной терапии. Ребенок копает, лепит, рисует на песке, создает на нем отпечатки, что-то говорит… 
   Основная деятельность дошкольника – игра. В ней он познает себя и окружающий мир. Личность каждого ребенка уникальна. 
  Песочная терапия - одна из методов, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
   При правильно поставленных целях, такие игровые занятия имеют важное терапевтическое, коррекционное, обучающее и воспитательное значение. Играя с песком, у ребенка возникает чувство безопасности, так как песочный мир – это мир под контролем. В самом начале занятий детям объясняются правила игры. Запреты касаются только нанесения телесных повреждений, поломок игрушек и высыпания песка на пол. А что можно? Можно строить и творить! Работая с песком, мы выделяем следующие задачи по преодолению нарушений речи у детей:

  • Коррекция звукопроизношения
  • Звуко-буквенный анализ слов
  • Развитие фонематического слуха
  • Формирование связной речи у детей
  • Работа над грамматическим строем речи
   Желание играть и действовать с предметами, естественно возникающее во время игры, облегчает усвоение необходимых слов и понятий. Дети лучше улавливают смысл каждого нового для них слова и выражения, быстрее их запоминают. Успех , которого они достигают в играх , их окрыляет. Они так увлекаются, что занятия кажутся им слишком короткими. При обучении связной речи мы обращаем внимание, чтобы дети не только называли отдельные качества, но и повторяли описание предметов целиком. Так постепенно вырабатывается навык связного высказывания. Грамматические задачи переплетаются с лексическими. Сначала дети выполняют различные фонетические, грамматические и лексические упражнения, а затем уже учатся рассказывать.
    В песочной игре ребенок и логопед легко обмениваются идеями, что позволяет построить партнерские и доверительные отношения. Особенно хорошо подходит метод песочной терапии для детей, которые по какой-либо причине (психологическая, поведенческая и т.д.) отказываются выполнять различного рода задания на занятии.
   Как правило, дети с речевыми нарушениями страдают отсутствием к обобщению, плохо считают, плохо ориентируются в пространстве. Сочетание песочной терапии и использование дидактических игр позволяет обогатить словарь ребенка, уточнить знание предметах, их назначение, сортировать предметы по логическим категориям: игрушки, одежда , посуда и т.д. Дети с удовольствием заучивают чистоговорки, стихотворения, поговорки, составляют предложения, короткие рассказы, сказки.
   Игра в песочнице не имеет методических ограничений. Это дает большие возможности для работы с детьми с нарушениями речи, для творчества.
Игры для песочной терапии:

1." Кто спрятался ? " 
Найти в песке фигурки и отобрать те из них, название которых начинается на заданный звук. Придумывание предложений с этими словами .
2." Написание букв, слов, рисунков на песке ".
 ( Пальцем  палочкой, "змейками " - простыми верёвочками с узелком на конце) .
3." Веселые превращения". 
Превращаем одну букву в другую , рисуя их на песке . 
Р -> В - > Ь и т.д.
4." Допиши букву , слово ". 
Логопед пишет букву или слово, засыпает песком его часть, предлагает ребёнку восстановить написанное.
5." Отыщи и назови ". 
Дети ищут пластмассовые буквы в песке , называют их , делят на гласные и согласные, выкладывают из них слова .
6." Что скрывает песок ? "
 Дети находят в песке таблички со словами, считывают, классифицируют.
7." Кто быстрее ? " 
Игра - соревнование, проводится с детьми в парах, тройках в двух песочницах . Победитель тот , кто быстрее откопает буквы и выложит слова по образцу.



8." Искалка". 
Найти предмет в песке и составить о нем предложения
 ( описание, назначение и т.д. ) .
9." Что ты чувствуешь ? "
 Описание детьми своих ощущений при взаимодействии с песком.
10." Сказочники Песчаной страны" . 
Моделируем из песка сказочные сюжеты с использованием мелких фигурок, составление и рассказывание сказок, рассказов о них.
11." Идут машины, санки, коньки ". 
Скольжение ладонями по поверхности песка зигзагообразными, круговыми движениями , а также движениями в разных направлениях.
12." Ловкие змейки ", " Прокладываем железную дорогу ".
 Выполнение движений ребром ладони , прохождение по следам , проложенным ранее , параллельно им .
13. "Песочный вернисаж".
 Создание художественных композиций из цветного песка .
Измерение времени песочными часами .
14."Волшебные узоры ". 
Создание узоров , различных изображений с помощью отпечатков ладошек, кулачков, пальчиков.
15." Делай , как я". 
В паре с логопедом или другим ребёнком . Повторение движений рук , пальцев по песку .
16." Там на ​​неизведанных дорожках ...". 
Прохождение поверхностью песка пальцами , сгруппированными по два, три, четыре, пять. Педагог предлагает представить , чьи это могут быть следы .
17." Море волнуется ". 
Шевеление руками в песке, наблюдение за тем, как меняется песчаный рельеф.
18." Мина ", "Сапер ". 
Осторожное откапывание руки товарища , стараясь не коснуться ее .
19." Сюрпризы для друзей ". 
Изготовление тайников в песочнице , закапывание в них мелких игрушек , киндеров, цветных  камешков, ракушек. 

Рисование песком. Дети рисуют море - видео.



Успехов Вам и Вашим деткам!

Комментариев нет: