суббота, 18 января 2014 г.

КОРРЕКЦИЯ ЗАИКАНИЯ С ПОМОЩЬЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТЕРАПИИ

Комплексное использование различных видов терапий в коррекции заикания у дошкольников.

   При заикании одним из распространенных и вместе с тем сложным нарушением речи есть нарушение коммуникативной функции. Возникшее нарушение не только изменяет деятельность ребенка по отношению к окружающему миру, но и вызывает разрыв, смещение тех систем, которые определяют общественное поведение человека. Возрастные особенности нервных процессов ребенка усиливаются типологическими чертами, а иногда отклонениями от нормы, что является благоприятной почвой для возникновения заикания (Р.Е. Левина). Известно, что заикание, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата проявляется в речевой коммуникации. Но не только судороги затрудняют ее: для заикающихся характерна – выраженная в разной степени – болезненная фиксация на речевой проблеме. Неудачные попытки избавиться от него порождают у детей с такой речевой патологией и психологические особенности: уязвимость, беззащитность, робость, боязливость, внушаемость. У них, как правило, оказывается нарушенной не только речевая, но и общая моторика: тики, миоклонусы в мышцах лица и шеи, произвольные движения, к которым дети прибегают, чтобы облегчить свою речь. Нередко наблюдаются общее моторное напряжение, скованность в движениях, расторможенность, дискоординация, слабая переключаемость. В экспрессивной речи заикающихся детей отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические нарушения. Страдает и просодическая сторона речи, т.е. словесное ударение, интонация, ритм, громкость и темп произношения, высота и тембр голоса, связанные с речевыми намерениями и эмоциональным состоянием заикающихся. Поэтому, в системе комплексного подхода к устранению заикания существенное место занимают различные виды терапий. Остановимся подробнее на некоторых из них.
Мелотерапия – воздействие музыкой на ребенка в коррекционных целях. С ее помощью можно создать жизнерадостное, бодрое или спокойное настроение, необходимое для пользования речью, научить пользоваться речевым дыханием, синхронно двигаться, координировать речь и движение, сочетать ритм музыки с ритмом движения, темп музыки с темпом движения.
1. Музыкальные этюды, способствующие нормализации настроения.
2. Музыкальные релаксационные упражнения для мимических и артикуляционных мышц.
3. Музыкальные упражнения для коррекции жестов.
4.Музыкальные упражнения, регулирующие мышечный тонус (свободное качание обеих рук вперед-назад, качание правой (левой) рукой и ногой в стороны).
5. Упражнения для развития чувства темпа и ритма (прохлопать руками и протопать ногами ритмический рисунок песни).
6. Упражнения для развития коорди­нации речи и движения с постепенным усложнением темпа и ритма (попевки, потешки).
7. Пропевание песен с усложнением темпо-ритмических характеристик (текст: хорей – ямб – дактиль).
8. Упражнения, в которых под музыку ритм отбивается руками, постепенно ускоряется темп, каждый удар ладони приходится на гласную («Андрей-воробей, не гоняй голубей»).
9. Дирижирование песен, музыкальных пьес.
10. Упражнения на формирование речевого дыхания (пропевание звуков, слоговых рядов, фраз).
11. Упражнения для выработки мягкой атаки голоса (музыкальный руково­дитель показывает, как это делать в удобном для детей диапазоне).
12. Упражнения для снижения напряжения голосовых связок. Пропевание гласных в последовательности: А, О, У, И, Э, А – содержит резонирование как высоких, так и низких тонов. О, У – резонирование низких тонов. И, Э – резонирование высоких тонов. Упражнение «Большой паровоз гудит «У..» (низкий тон). Маленький паровозик гудит «у...» (высокий тон). Предлагаем пропевать гласные с разной интонацией – вопрос, ответ, удивление, передавать различные эмоциональные состояния в пропевании гласных – радость, печаль, удивление.
Ритмотерапия – специфические упражнения под музыку с использованием танцевальных движений. Способствуют развитию чувства ритма, упорядочивают темп и ритм, снижают общую скованность, напряжение, формируют плавность, пластичность движений, умение владеть своим телом. Для заикающихся с невротической формой заикания при проведении занятий по ритмике основное внимание уделяется формированию точности движений, их качеству. Дети с невротической формой заикания быстро истощаются, поэтому выполнять движения надо недолго. При неврозоподобном заикании учитывается следующее: необходимо любое движение разложить на составляющие с обязательной демонстрацией их; задания усложняются в течение занятия, используются комментарии.
Динамотерапия – двигательные упражнения, направленные на общее физическое оздоровление и коррекцию нарушений в двигательной сфере.
Логоритмотерапия – система разнообразных упражнений и игр, в которых речь соединяется с движением. Они проводятся под музыку или без нее, способствуют нормализации общей речевой моторики. Эти игры и упражнения подробно представлены у Г.А. Волковой, В.И. Селиверстова, Е.В. Оганесяна, Н.А. Рычковой. В детском саду используются разнообразные средства логоритмотерапии, в том числе игры, упражнения, этюды для развития мимики и орального праксиса; зрительного, слухового внимания и памяти; ориентировки в пространстве; чувства ритма; волевых качеств; общей и мелкой моторики, а также игры с пением, хороводы, игры-драматизации.
Логотерапия – коррекционные логопедические тематические занятия, направленные на формирование речи без заикания. Они проводятся ежедневно в течение часа. Распланированы по периодам формирования речи от ситуативной к контекстной.
Психотерапия – оздоровление психики заикающегося ребенка косвенным и прямым способами. Под косвенной психотерапией понимаются обстановка, природа, коллектив, отношения, режим, игры. Прямая психотерапия – лечебное воздействие словом (разъяснение, убеждение, внушение и обучение).

ЗАНЯТИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕЛОТЕРАПИИ 

1. Упражнение на координацию движений и слов (под стихотворение, которое выберете сами ). Дети имитируют отбивание мяча об пол на каждую фразу.
2. Упражнение для формирования мышечного тонуса и на координацию движений (музыка на ваш выбор). Дети, стоя врассыпную, играют с воображаемым мячом: то «отбивают» поочередно кистью правой и левой руки «мяч» об пол, то подбрасывают его вверх и ловят.
3. Упражнение для формирования темпа и ритма дыхания и речи (песня на ваш выбор). Дети сначала только слушают песню в исполнении педагога, а затем включаются в пение. Хлопками отмечают сильную долю такта. На последующих занятиях отмечают ритмические и темповые изменения дирижерским жестом, хлопками.
4. Упражнение на выработку коллективного ритма (этюд «Мячики прыгают, покатились»). Дети передают в движении ритм музыкального произведения (прыжки на двух ногах – бег – занимают свое место с окончанием мелодии).
5. Релаксация («Волшебные звуки природы»). Дети принимают произвольную удобную для них позу (сидят или лежат) на ковре.
самолет, тут и там – самолет. Летит самолет близко, далеко, низко, высоко» (хлопают в ладоши, руки в стороны, перед собой, вверх).

УПРАЖНЕНИЯ ПО ЛОГОРИТМОТЕРАПИИ 


1. Упражнения для развития мимики лица и орального праксиса
«Съешь кислый лимон» (морщат нос).
«Увидели драчуна» (нахмурили брови).
«Увидели красивый цветок» (улыбнулись).
«Ходят часики вот так: тик-так, тик-так» (дети направляют кончик языка от одного уголка губ к другому).
2. Упражнения для развития зрительного, слухового внимания, а также памяти.
«Я движенья покажу, а что значит – не скажу. Вы их точно повторите, и, что они значат, расскажите» (имитируются действия: умывание, игра в мяч, еда, укачивание куклы и т.д.).
«Ну-ка, левая рука, дотянись до потолка. А ты, правая рука, – до левого уха! Левая рука – до правого колена» и т.д.
3. Упражнения для развития чувства ритма.
«Конь меня в дороге ждет, бьет копытом у ворот. На ветру качает гривой пышной, сказочно красивой. Быстро на седло вскачу, не поеду – полечу! Цок-цок-цок, цок-цок-цок. Там, за дальнею рекой, помашу тебе рукой» (дети бьют ногой по полу, кивают головой, подскакивают, пружинят ногами, машут рукой).
4. Упражнения для развития общей и елкой моторики.
«Колечко – цепочка – щеточка» (делают пальцами).
«Кулак – ладонь – ребро». «Козочки-зайчики» (козочки бодаются, зайчики ушками шевелят; показыва­ют «рожки» большим пальцем и мизинцем, «ушки» – указательным и средним пальцами).
«Сам –, сам –, самолет, тут и там – самолет. Летит самолет близко, далеко, низко, высоко» (хлопают в ладоши, руки в стороны, перед собой, вверх).
5. Игры с пением

занятия по логотерапии


Тема. Звери наших лесов.
Цель. Упражнять в ситуативной и контекстной фризовой и связной речи. Учить составлять загадки-описания с опорой на графический план. Учить от­гадывать загадки, составлять фразы с противительным союзом «а». Использо­вать перчаточным театр для упражне­ния во фразовой речи и грамматике. Обучать составлению сказки по сюжет­ной картине с предваряющим и завер­шающим действием. Через драматиза­цию фрагментов сказки воспитывать интонационную выразительность речи.
Материал. Сюжетные и предметные картинки, игрушки.
Ход занятия
1. Упражнение в вариативной фра­зовой речи.
Отгадайте кто это?
Летом гуляет,
Зимой отдыхает. (Медведь.)

Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк.)

Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
А в деревне кур крадет. (Лиса.)

Кто свысоких толстых сосен
В ребятишек шишку сбросил? (Белка.)

Нам нужны иголки для шитья.
Кому нужны иголки для житья? (Ежик.)

Он большой и косолапый,
Он ударить может лапой. (Медведь)

После каждой отгаданной загадки логопед показывает соответствующую картинку и предлагает рассказать об этом животном, затем спрашивает: как можно назвать всех этих животных? (Дикие.) Почему? (Варианты отве­тов.)
2. Составление предложений с про­тивительным союзом «а».
Логопед показывает две картинки сразу и говорит: «Это заяц, а это... (мед­ведь)». И т.д.
3. Физкулътминутка.
Три медведя шли домой (идут впере­валочку).
Папа был большой-большой (руки поднять как можно выше).
Мама чуть поменьше ростом (руки на уровне груди).
А сынок – малышка просто (присесть и идти на корточках).
Очень маленький он был,
С погремушками ходил.
И играл он до утра:
Ту-ру-ру, та-ра-ра (имитация игры на погремушках)
Зайчик скачет –
Скок-скок-скок –
Под зеленый под кусток
Щиплет травку, кушает,
Осторожно слушает:
Не идет ли волк (Обыгрываются и имитируются движения зайца.)
4. Фрагмент арттерапии.
Встретились медведь и кот.
Медведь. Скажижот, почему нас мед­ведями зовут?
Кот. Не знаю. Почему «воробей» – я знаю. Это - вора бей, бей! Чтобы чужие крошки не клевал. А вот медведь – не знаю почему.
Медведь. Это значит ведает, где мед в лесу спрятан, – мед-ведь.
Логопед предлагает детям соста­вить сложные слава из двух частей.
Скоро варит – скороварка. Сам варит – самовар. Лёд колет – ледокол. Сок вы­жимает – соковыжималка. Скоро ходит – скороход. Сам летает – самолет. Лед ходит – ледоход.
5. Составление загадок-описаний с использованием графических обозначений (символов).
6. Составление сказки по картине  с предваряющим и завершающим сюжетом.
7. Драматизация фрагментов сказки с использованием перчаточных кукол.

Также о заикании и его преодолении рассказывают в своей статье невропатолог-рефлексотерапевт, учитель-логопед и семейный психолог, подробнее читайте здесь.



Комментариев нет: