Комплексное использование различных видов терапий в коррекции заикания у
дошкольников.
При заикании одним из
распространенных и вместе с тем сложным нарушением речи есть нарушение коммуникативной функции. Возникшее нарушение не только изменяет деятельность ребенка по
отношению к окружающему миру, но и вызывает разрыв, смещение тех систем,
которые определяют общественное поведение человека. Возрастные особенности
нервных процессов ребенка усиливаются типологическими чертами, а иногда
отклонениями от нормы, что является благоприятной почвой для возникновения
заикания (Р.Е. Левина). Известно, что заикание, обусловленное судорожным
состоянием мышц речевого аппарата проявляется в речевой коммуникации. Но не
только судороги затрудняют ее: для заикающихся характерна – выраженная в разной
степени – болезненная фиксация на речевой проблеме. Неудачные попытки избавиться от него
порождают у детей с такой речевой патологией и психологические особенности:
уязвимость, беззащитность, робость, боязливость, внушаемость. У них, как
правило, оказывается нарушенной не только речевая, но и общая моторика: тики,
миоклонусы в мышцах лица и шеи, произвольные движения, к которым дети прибегают,
чтобы облегчить свою речь. Нередко наблюдаются общее моторное напряжение,
скованность в движениях, расторможенность, дискоординация, слабая
переключаемость. В экспрессивной речи заикающихся детей отмечаются
фонетико-фонематические и лексико-грамматические нарушения. Страдает и просодическая сторона речи, т.е. словесное ударение, интонация,
ритм, громкость и темп произношения, высота и тембр голоса, связанные с
речевыми намерениями и эмоциональным состоянием заикающихся. Поэтому, в системе
комплексного подхода к устранению заикания существенное место занимают различные
виды терапий. Остановимся подробнее на некоторых из них.
Мелотерапия
– воздействие музыкой на
ребенка в коррекционных целях. С ее помощью можно создать
жизнерадостное, бодрое или спокойное настроение, необходимое для пользования
речью, научить пользоваться речевым дыханием, синхронно двигаться,
координировать речь и движение, сочетать ритм музыки с ритмом движения, темп
музыки с темпом движения.
1.
Музыкальные этюды, способствующие нормализации настроения.
2.
Музыкальные релаксационные упражнения для мимических и артикуляционных мышц.
3.
Музыкальные упражнения для коррекции жестов.
4.Музыкальные упражнения, регулирующие мышечный тонус (свободное качание обеих рук вперед-назад, качание правой (левой) рукой
и ногой в стороны).
5. Упражнения
для развития чувства темпа и ритма (прохлопать руками и протопать ногами
ритмический рисунок песни).
6. Упражнения
для развития координации речи и движения с постепенным усложнением темпа и
ритма (попевки, потешки).
7. Пропевание
песен с усложнением темпо-ритмических характеристик (текст: хорей – ямб –
дактиль).
8.
Упражнения, в которых под музыку ритм отбивается руками, постепенно ускоряется
темп, каждый удар ладони приходится на гласную («Андрей-воробей, не гоняй
голубей»).
9.
Дирижирование песен, музыкальных пьес.
10.
Упражнения на формирование речевого дыхания (пропевание звуков, слоговых рядов,
фраз).
11.
Упражнения для выработки мягкой атаки голоса (музыкальный руководитель
показывает, как это делать в удобном для детей диапазоне).
12.
Упражнения для снижения напряжения голосовых связок. Пропевание гласных в
последовательности: А, О, У, И, Э, А – содержит резонирование как высоких, так
и низких тонов. О, У – резонирование низких тонов. И, Э – резонирование высоких
тонов. Упражнение «Большой паровоз гудит «У..» (низкий тон). Маленький
паровозик гудит «у...» (высокий тон). Предлагаем пропевать гласные с разной
интонацией – вопрос, ответ, удивление, передавать различные эмоциональные
состояния в пропевании гласных – радость, печаль, удивление.
Ритмотерапия
– специфические
упражнения под музыку с использованием танцевальных движений. Способствуют
развитию чувства ритма, упорядочивают темп и ритм, снижают общую скованность,
напряжение, формируют плавность, пластичность движений, умение владеть своим
телом. Для заикающихся с невротической формой заикания при проведении занятий
по ритмике основное внимание уделяется формированию точности движений, их качеству. Дети с невротической формой
заикания быстро истощаются, поэтому выполнять движения надо недолго. При
неврозоподобном заикании учитывается следующее: необходимо любое движение
разложить на составляющие с обязательной демонстрацией их; задания усложняются
в течение занятия, используются комментарии.
Динамотерапия
– двигательные
упражнения, направленные на общее физическое оздоровление и коррекцию нарушений
в двигательной сфере.
Логоритмотерапия
– система разнообразных
упражнений и игр, в которых речь соединяется с движением. Они проводятся под
музыку или без нее, способствуют нормализации общей речевой моторики. Эти игры
и упражнения подробно представлены у Г.А. Волковой,
В.И. Селиверстова, Е.В. Оганесяна, Н.А. Рычковой. В детском саду
используются разнообразные средства логоритмотерапии, в том числе игры,
упражнения, этюды для развития мимики и орального праксиса; зрительного,
слухового внимания и памяти; ориентировки в пространстве; чувства ритма;
волевых качеств; общей и мелкой моторики, а также игры с пением, хороводы,
игры-драматизации.
Логотерапия
– коррекционные
логопедические тематические занятия, направленные на формирование речи без
заикания. Они проводятся ежедневно в течение часа. Распланированы по периодам
формирования речи от ситуативной к контекстной.
Психотерапия – оздоровление психики заикающегося ребенка косвенным и
прямым способами. Под косвенной психотерапией понимаются обстановка, природа,
коллектив, отношения, режим, игры. Прямая психотерапия – лечебное воздействие
словом (разъяснение, убеждение, внушение и обучение).
ЗАНЯТИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕЛОТЕРАПИИ
1.
Упражнение на координацию движений и слов (под стихотворение, которое выберете сами ). Дети имитируют
отбивание мяча об пол на каждую фразу.
2.
Упражнение для формирования мышечного тонуса и на координацию движений (музыка на ваш выбор). Дети, стоя
врассыпную, играют с воображаемым мячом: то «отбивают» поочередно кистью правой
и левой руки «мяч» об пол, то подбрасывают его вверх и ловят.
3.
Упражнение для формирования темпа и ритма дыхания и речи (песня на ваш выбор). Дети сначала только слушают песню в исполнении
педагога, а затем включаются в пение. Хлопками отмечают сильную долю такта. На
последующих занятиях отмечают ритмические и темповые изменения дирижерским
жестом, хлопками.
4.
Упражнение на выработку коллективного ритма (этюд «Мячики прыгают, покатились»). Дети передают в движении ритм музыкального произведения
(прыжки на двух ногах – бег – занимают свое место с окончанием мелодии).
5.
Релаксация («Волшебные
звуки природы»). Дети принимают произвольную удобную для них позу
(сидят или лежат) на ковре.
самолет, тут и там – самолет. Летит самолет близко, далеко, низко,
высоко» (хлопают в ладоши, руки в стороны, перед собой, вверх).
УПРАЖНЕНИЯ ПО ЛОГОРИТМОТЕРАПИИ
1.
Упражнения для развития мимики лица и орального праксиса
«Съешь кислый
лимон» (морщат нос).
«Увидели
драчуна» (нахмурили брови).
«Увидели
красивый цветок» (улыбнулись).
«Ходят часики
вот так: тик-так, тик-так» (дети направляют кончик языка от одного уголка губ к
другому).
2.
Упражнения для развития зрительного, слухового внимания, а также памяти.
«Я движенья
покажу, а что значит – не скажу. Вы их точно повторите, и, что они значат,
расскажите» (имитируются действия: умывание, игра в мяч, еда, укачивание куклы
и т.д.).
«Ну-ка, левая
рука, дотянись до потолка. А ты, правая рука, – до левого уха! Левая рука – до
правого колена» и т.д.
3.
Упражнения для развития чувства ритма.
«Конь меня в дороге ждет, бьет копытом у ворот. На ветру качает гривой
пышной, сказочно красивой. Быстро на седло вскачу, не поеду – полечу!
Цок-цок-цок, цок-цок-цок. Там, за дальнею рекой, помашу тебе рукой» (дети бьют
ногой по полу, кивают головой, подскакивают, пружинят ногами, машут рукой).
4.
Упражнения для развития общей и елкой моторики.
«Колечко –
цепочка – щеточка» (делают пальцами).
«Кулак –
ладонь – ребро». «Козочки-зайчики» (козочки бодаются, зайчики ушками шевелят;
показывают «рожки» большим пальцем и мизинцем, «ушки» – указательным и средним
пальцами).
«Сам –, сам –, самолет, тут и там – самолет. Летит самолет близко,
далеко, низко, высоко» (хлопают в ладоши, руки в стороны, перед собой, вверх).
5. Игры
с пением
занятия по логотерапии
Тема. Звери наших лесов.
Цель. Упражнять в ситуативной и контекстной фризовой и связной
речи. Учить составлять загадки-описания с опорой на графический план. Учить отгадывать
загадки, составлять фразы с противительным союзом «а». Использовать
перчаточным театр для упражнения во фразовой речи и грамматике. Обучать
составлению сказки по сюжетной картине с предваряющим и завершающим действием.
Через драматизацию фрагментов сказки воспитывать интонационную выразительность
речи.
Материал. Сюжетные и предметные картинки, игрушки.
Ход занятия
1. Упражнение в вариативной фразовой речи.
Отгадайте кто это?
Летом гуляет,
Зимой отдыхает. (Медведь.)
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк.)
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
А в деревне кур крадет. (Лиса.)
Кто свысоких толстых сосен
В ребятишек шишку сбросил? (Белка.)
Нам нужны иголки для шитья.
Кому нужны иголки для житья? (Ежик.)
Он большой и косолапый,
Он ударить может лапой. (Медведь)
После каждой отгаданной загадки логопед
показывает соответствующую картинку и предлагает рассказать об этом животном,
затем спрашивает: как можно назвать всех этих животных? (Дикие.) Почему?
(Варианты ответов.)
2. Составление предложений с противительным союзом
«а».
Логопед показывает две картинки сразу и говорит: «Это
заяц, а это... (медведь)». И т.д.
3. Физкулътминутка.
Три медведя шли домой (идут вперевалочку).
Папа был большой-большой (руки поднять как можно выше).
Мама чуть поменьше ростом (руки на уровне груди).
А сынок – малышка просто (присесть и идти на
корточках).
Очень маленький он был,
С погремушками ходил.
И играл он до утра:
Ту-ру-ру, та-ра-ра (имитация игры на погремушках)
Зайчик скачет –
Скок-скок-скок –
Под зеленый под кусток
Щиплет травку, кушает,
Осторожно слушает:
Не идет ли волк (Обыгрываются и имитируются движения
зайца.)
4. Фрагмент арттерапии.
Встретились медведь и кот.
Медведь. Скажижот, почему нас медведями зовут?
Кот. Не знаю. Почему «воробей» – я знаю. Это - вора бей,
бей! Чтобы чужие крошки не клевал. А вот медведь – не знаю почему.
Медведь. Это значит ведает, где мед в лесу спрятан, – мед-ведь.
Логопед предлагает детям составить сложные слава из
двух частей.
Скоро варит – скороварка. Сам варит – самовар.
Лёд колет – ледокол. Сок выжимает – соковыжималка. Скоро
ходит – скороход. Сам летает – самолет. Лед ходит – ледоход.
5. Составление загадок-описаний с использованием
графических обозначений (символов).
6.
Составление сказки по картине с предваряющим и завершающим сюжетом.
7. Драматизация фрагментов сказки с использованием перчаточных кукол.
Также о заикании и его преодолении рассказывают в своей статье невропатолог-рефлексотерапевт, учитель-логопед и семейный психолог, подробнее читайте здесь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий