четверг, 13 февраля 2014 г.

ЧТО ТАКОЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ?

Что такое фонематический слух и фонематическое восприятие?


    Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядочение — 
в «решетке фонем».
Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие».
 С самого раннего возраста,  нормально развивающийся ребенок слышит звуки окружающего мира, видит артикуляционные движения губ взрослых и пытается им подражать. При этом ребенок постоянно сталкивается с многообразием звучания фонем родного языка: одни и те же звуки (например, гласные а, о и т.д.) совершенно по-разному произносятся взрослыми и детьми, мужчинами и женщинами. Каждый человек имеет индивидуальные особенности произношения звуков: один говорит тихо, другой — громко; ребенок произносит звуки звонким, высоким голосом, а взрослый мужчина — низким и хриплым и т.д. Но эти звуковые оттенки не служат для различения звуковых оболочек языковых единиц.
  Индивидуальный вариант звучания фонем определяется не одним признаком, а целой их совокупностью, включающей не только слышимые компоненты (такие, как шумовые, частотные и высотные характеристики), но и зрительный образ, и двигательные ощущения, возникающие при звукопроизношении. 
Установлено, что уже на ранних этапах развития речи ребенок улавливает некоторые дифференциальные признаки фонем. Трехлетний малыш, не произнося еще правильно звуки родного языка, тем не менее способен определить, правильно ли они звучат в речи окружающих. Такое явление возможно благодаря наличию фонематического слуха и фонематического восприятия.
   Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

    Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.
Сформированность фонематического слуха – главное условие успешного обучения грамоте.


          Вопрос о развитии у ребёнка фонематического слуха остро встаёт при обучении детей грамоте. Исследователи, занимающиеся проблемами психологической готовности детей к овладению грамотой, отмечают неумение детей шести-семилетнего возраста произвести звуковой анализ слова. Дошкольники затрудняются выделить отдельные звуки, так как воспринимают слово целиком, как звуко-комплекс. Учитель-логопед, педагоги и родители перед детьми  постоянно должны ставить задачи звукового анализа и использовать эффективные средства для решения этих задач: дидактические игры, специальный пенал по моделированию речи. Дошкольники переступая школьный порог должны владеть следующими знаниями:
     -   первое слово в предложении и имена пишутся с большой буквы;
     -   в конце предложения ставится точка;
     - семантическое вычленение слов из фразы. Каждое слово пишется отдельно (важно для правописания приставочных глаголов (типа “написал”, “подпрыгивает”) и именных частей речи с предлогами (например: “на озере”, “под голубыми”);
    - умение делить слова на слоги сыграет свою положительную роль при отражении слоговой структуры на письме, при переносе части слова на следующую строку;
    - ребенок не “потеряет” ни одной буквы при чтении и письме, т.к. он приучен выделять в слове все звуки: от первого до последнего;
    - фонематическое восприятие поможет ребенку сделать правильный выбор среди смешиваемых звуков в словах типа: “железо”, “шоссе”, “календарь” и др.
Стержнем большинства затруднений учащихся при письме является недостаточная сформированность фонематического слуха. Это проявляется в акустических ошибках. Если дети на письме смешивают те звуки, которые они неправильно произносят, то на первом году обучения учитель относит их к негрубым специфическим ошибкам (за эти ошибки оценка не снижается). Однако смешение звонких-глухих в слове “дуб” – “дуп” является грубой орфографической ошибкой. Все ошибки, объясняющиеся незнанием орфографических правил, относятся к грубым.

Средства формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста. Игры и упражнения, их роль в работе по формированию фонематического слуха.


Для развития фонематического слуха должна быть организована  познавательная и игровая деятельность.
В процессе организации познавательной деятельности ведутся  занятия по нескольким направлениям:
 - знакомство с артикуляционным аппаратом; введение понятия «слово»; знакомство с разнообразием слов, родственными словами;
 - формирование первоначального представления о звуке; знакомство с гласными звуками; нахождение звуков в словах, фиксация фишкой;
- введение понятия «согласный звук»; знакомство с согласными звуками, уточнение произношения, дифференциация мягких и твёрдых согласных; фиксация понятия твёрдости-мягкости фишками;
- дифференциация гласных и согласных звуков, фиксация фишкой позиции звуков в слове.
Игровая деятельность: игры, используемые для решения поставленных проблем, можно разделить на несколько групп:
1) Игры на развитие фонематического слуха:
- «Поймай звук» (определение наличия звука в слове)
- «Где живёт колобок?», «Прятки с колобком» (Определение места гласного звука в слове)
- «Где спрятался звук?» (определение места звука в слове) и тд.
2) Игры на развитие слухового внимания:
- «Какие звуки нарушают тишину?»
- «Кто услышит больше звуков?»
- «Чей голос?»
- «Угадай по звуку, что делает?» и т.д.
3) Игры на развитие фонематического восприятия:
- «Определи первый звук»
- «Цепочка слов»
- «Как их зовут?» и т.д.
4) Игры на развитие познавательного интереса по экспериментированию со звуками.
-   логоритмические упражнения на музыкальных занятиях
-   музыкальное развлечение с элементами логоритмики
- Словесные игры: «Подбери рифму», «Доскажи словечко», «Добавлялки».
При наличии систематической целенаправленной работы по формированию фонематического слуха детей дошкольного возраста на основе использования игровой деятельности произойдёт повышение качества речевого развития детей, обеспечение качественной подготовки детей к школе.
    Многие игры имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики).
Игры, позволяют в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.
Язык является средством общения людей. Формирование связной речи у ребёнка тесно связано с усвоением грамматического строя речи и овладением звуковой системы речи.
В усвоение звуковой стороны входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития фонематического слуха у ребёнка и процесс произнесения звуков речи. Развитие звуковой стороны языка является предпосылкой обучения грамоте, а именно чтению и письму.
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Следовательно, успешное обучение чтению и письму предполагает как обязательное условие формирования фонематического восприятия и развитие навыков звукового анализа.

Комментариев нет: