Звукопроизношение

В этом разделе будут описаны нарушения звукопроизношения и способы постановки звуков при определённом не правильном звуке в речи ребёнка или взрослого. 
Успехов вам и вашему ребёнку!





При произнесении звука С в норме органы речи принимают следующее положение:


  • ·   губы растянуты в стороны, как при улыбке (перед а, э, ы, и) или несколько округлены и выдвинуты вперед (перед о,у);
  • ·      зубы на расстоянии 1—1,5 мм;
  • ·    язык широкий, кончиком упирается в нижние резцы, спинка языка выгнута, и посередине ее образуется желобок, по которому и проходит узкая воздушная струя, передняя часть спинки языка приподнимается к альвеолам и образует с ними узкую щель; боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних зубов;
  • ·     голосовая щель открыта, мягкое небо поднято, воздух проходит через ротовую щель по желобку и далее между зубами.
Когда при той же артикуляции воздух проходит с голосом (голосовые связки дрожат), получается звук З
Пунктирная линия языка обозначает его положение при произнесении С' и З', средняя часть спинки дополнительно поднимается, кончик языка немного оттягивается назад, ротовая щель несколько расширяется;
Таким образом, для произнесения свистящих звуков требуется очень сложное и тонкое движение языка, в котором участвуют кончик языка, боковые края, спинка языка и одновременные движения губ, челюстей и мягкого нёба, а при произнесении звука з присоединяется и смыкание голосовых связок; воздушная струя должна достигнуть передней части ротовой полости и выйти изо рта. Любое изменение в этом сложном комплексе движений изменяет звучание свистящих.

НАРУШЕНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ

Искажения произношения звука С
Межзубный сигматизм
Кончик языка при произнесении свистящих звуков не опускается вниз, а просовывается между верхними и нижними резцами. Свистящие звуки приобретают так называемый шепелявый оттенок. Очень часто межзубное произношение свистящих сочетается с таким же произношением шипящих и переднеязычных звуков т, д, н, л. Предрасполагающими моментами к возникновению межзубного произношения могут служить вялость кончика языка и прямой открытый прикус.
Коррекция: необходимо подобрать упражнения для укрепления мышц кончика языка и передней части спинки языка, выработки направленной воздушной струи, отрабатывать звук И , при котором положение языка близко к артикуляции звука С.
Нужно перевести широкий кончик языка за нижние резцы, сблизить их и "пускать длинный легкий ветерок".
Боковой сигматизм
Воздушная струя идет не к средней линии передних резцов, а вбок, уклоняясь в одних случаях вправо, а других — влево, или же выходит по обоим краям языка. Эти уклонения можно обнаружить, передвигая вдоль губ узкую полоску бумаги или тонкий кусочек ваты, которые отклоняются, когда попадают под выходящую воздушную струю. Этот вид сигматизма характеризуется неприятным хлюпающим звуком. Случаи односторонних боковых сигматизмов могут зависеть от уклонения языка вправо или влево и от смещения в тот или другой бок нижней  челюсти при смыкании зубов. Случаи двусторонних сигматизмов связаны с тем, что язык своей спинкой поднимается к нёбу, не образуя желобка посередине, боковые края языка опущены и пропускают воздушную струю. Очень часто боковое произношение распространяется на обе группы (свистящих и шипящих) звуков, часто присоединяется такое же произношение и мягких пар задненёбных и боковое произношение звука р. Эти факты подтверждают органическую основу возникновения боковых сигматизмов — парез языка. Слышится хлюпающий звук хьль (хлюп вместо суп)
Коррекция: случаи бокового сигматизма часто требуют длительной работы. Для исправления ребенок высовывает широко распластанный язык между зубами и в этом положении произносит (с шепелявым оттенком) слоги и слова. Необходимо задувать на широкий язык, боковые края которого касаются верхних коренных зубов. Полезно задувание в пузырек, в отверстие ключа, отрабатывать произношение звуков И, Ф. Постепенно, день за днем язык оттягивается за нижние зубы.
Носовой сигматизм
Струя воздуха идет в нос, что чаще всего зависит от поднятого корня языка, и звуки заменяются храпом в нос. Соответственные движения губ, челюстей и образование желобка на языке не формируются или оказываются неполными, только намеченными. Очень часто носовой сигматизм распространяется и на шипящие звуки. Причиной искажения звука в данном случае является излишнее напряжение задней части языка.
Коррекция: для устранения полезно применять такой способ: взрослый произносит С, З, направляя выдыхаемый через рот воздух на кончики пальцев ребенка, потом ребенок повторяет. Можно использовать и межзубный звук. Длительно произносить Ф , просунув широкий кончик языка между нижней губой и верхними зубами, затем перевести язык в зазубное положение. Можно длительно произносить Ф, просунув широкий кончик языка между нижней губой и верхними зубами, затем перевести язык в зазубное положение (если необходимо, провести дифференциацию Ф и Х).
 Губно-зубной сигматизм
Свистящие, чаще шипящие звуки (а иногда и те и другие) произносятся в той или иной степени подобно губно-зубным звукам ф и в (фраза — Кошка и собака живут недружно—приобретает примерно следующий вид: Кофка и фабака вивут недрувно). Свистящие и шипящие звуки заменяются двугубными щелевыми звуками, язык в произношении не участвует. Произношение свистящих и шипящих включает элементы произношения как свистящих и шипящих (положение языка), так и звуков ф и в (положение губ).
Коррекция: при губно-зубном сигматизме необходимо затормозить участие губ, для чего проводятся подготовительные артикуляционные упражнения (оскал — трубочка). Можно оттянуть нижнюю губу пальцем. Если необходимо, провести работу по различию С-Ф.
Призубный сигматизм имеет два варианта:
1. Кончик языка находится на уровне щели между верхними и нижними резцами и мешает свободному выходу воздуха. Желобок не образуется. Вместо свиста получается тупой шум. Этот вариант относится к чистым сигматизмам.
2. Свистящие и шипящие звуки (чаще всего и те и другие одновременно) заменяются звуками т ид (с — т, з — д, ж — д, ш — т, ц — т, ч и щ — т): Котка и табака дивут недрудно. Последний вариант — один из самых тяжелых, так как охватывает одновременно все семь звуков, искажает речь, делает ее малопонятной и, безусловно, тяжело отражается на письме и приводит к невозможности формирования фонематического различения в большой группе звуков. Этот вариант наблюдается при тугоухости и других случаях тяжелого речевого недоразвития.
Коррекция: в случаях призубного сигматизма достаточно выработать длительную направленную воздушную струю и с механической помощью опустить кончик языка к нижним зубам и таким образом получить щель вместо смычки.
 Шипящий сигматизм
Свистящие и шипящие звучат одинаково нечетко, сходны со звучанием смягченных шипящих (Шябака и кошька живут недружьно). Кончик языка в этом случае опущен вниз, но несколько оттянут в глубь рта, спинка языка напряжена, желобка не образует, боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, в результате струя воздуха растекается по всей поверхности языка.
Коррекция: поднимать и опускать среднюю часть спинки языка при опущенном кончике языка. Задувать на язык при опущенной средней части спинки языка. Направлять воздушную струю посередине языка. Работать над образованием глубокого желобка. Удерживать широкий кончик языка за нижними резцами. Чередовать движения широкого языка за нижние и верхние зубы. Удерживать губы в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов. Чередовать движения широкого кончика языка от нижних резцов к подъязычной уздечке. Сопоставлять и различать на слух свуки С-Щ. Отрабатывать звуки И, Ф. Необходимо провести дифференциацию звука С и звука-заменителя Щ.

После того, как звук поставлен, переходят к автоматизации: последовательно вводят поставленный звук в слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных), слова и фразы.

1.     Слоги: са-са, са-са-са , со-со, со-со-со, со-со-со-со и так дальше с другими гласными (медленно  и длительно).

2.     Слова:
сам, сало, сапоги, салат, сажа, сахар, садик, салют, сарай, сова, совок, сайка, собака, сахарный соловей, сорока, садовник, самолёт, самовар, самокат, солдат, солить, сорить,  сабля, сом, сон, сок, соль, сор, соты, сотка, соло, сокол, совы, соболь, солнышко, сорный
3.     Проговаривание предложений:
У Сани сад. Саня идёт в сад. Саня поливает сад. Саня в саду. Собака в сарае. Сало и сахар в буфете. В саду сова. Саня видел салют. Саня сам надел сапоги. Саня, не сори.
4.     «С» в середине слов: лиса, оса, масса, мясо, весы, усы, волосы, фасад, полосатый, посуда, писатель, хвост, свист, мост, насыпь, посылка, косынка, колёса, колбаса.


    Самолёт идёт на посадку.
У Сони русая коса.
В посылке бусы для Сони.
Самолёт высоко над лесом.
На луну пасутся косули.
Сосулька упала в сугроб.
Соня моет посуду.
Собака своих не кусает.
     5. Пересказ.
                            Снежная баба.
         Саня с ребятами лепили снежную гору, а мы снежную бабу. Баба у нас просто чудесная. Вместо глаз вставлены угольки. Нос – сук от куста. Губы – красные лоскутки. На голове – миска. Дядя Анастас нас хвалил. А пес Барбос бегал и лаял.

         1.  Слоги:

за                           зо—зу                     за—зы—зу
зо                           зы—за                    зу—за—зо
зу                           зу—зы                    зо—зу—зы
зы                          за—зо                     зы—зо—за

2. «Один — много». Измени слова по образцу.
завод — заводы                                  заголовок — заголовки
закон — ...                                              занятие — ...
запятая — ...                                          затылок — ...
запах—...                                                забияка — ...




         3. Слова:
зодиак, западня, завод, запад, зайка, затейник, забег, запах, завивка, занятие, забой, 
запев, загадка, запятая, загиб, заводь, задатки,задание;
коза, газон, язык, фазан, бизон, мазут, наказание, мозоль, пузырь, экзамен, узор, грызун, 
базар, дозор, мазурка, партизан, горизонт, глазурь, ваза, вызов, музыка, польза, грузовик, медуза, изобретение, козырёк, мимоза, подберёзовик, изумруд.

   Перескажи.                              Коза и зайцы
У тёти Розы была коза. Она привязывала её недалеко от забора. А за забором в огороде росла замечательная капуста. Коза любила капусту, но мешал забор. Как-то на закате в огород забежали зайцы. Тётя Роза заметила зайцев не сразу, и они погрызли много капусты. Тётя Роза погрозила зайцам веткой берёзы, и они разбежались. Затем она собрала испорченные листья капусты и угостила ими козу.

При произнесении звука Ц в норме органы речи принимают следующее положение:

  • губы растянуты в стороны, как при улыбке (перед а, э, ы, и) или несколько округлены и выдвинуты вперед (перед о,у);
  • ·зубы на расстоянии 1—1,5 мм;
  • ·передняя часть спинки языка в первый момент произнесения звука прижимается к переднему краю твердого нёба, как при Т, кончик языка касается нижних зубов. Затем спинка языка без заметного (неслышимого) взрыва слегка опускается и образует с нёбом щель, как при С.
  • · Голосовая щель открыта, мягкое небо поднято.
Условно Ц можно рассматривать как сочетание двух звуков - Т и С, произносимых, как один простой звук.
Коррекционная работа при отсутствии в речи звука Ц
Постановку звука ц можно начинать только при условии правильного произношения звуков с и т в свободной речи ребенка. Ц произносится в результате быстрого сочетания звуков Т+С = ТС.

Игровой прием (по звукоподражанию):
поднесите палец ко рту - «Не шуми!» - тс -ц-ц, паровоз при остановке - тс - ц-ц. Поменяйтесь ролями с ребенком.

Второй способ.
Попросите ребенка произносить то Т, то С попеременно несколько раз, постепенно увеличивая темп произнесения (поезд набирает ход), пока ни начнет звучать звук Ц. После этого покажите, как надо быстро произнести подряд эти два звука, чтобы получить Ц. Если у ребенка получается вместо Ц сочетание звуков: тэс или тыс, лучше всего это исправить, показав ребенку, что и Т и С произносятся без перерыва, мгновенно (можно хлопать в ладоши, показывая, каким быстрым должен быть звук). Взрослый может поднести руку ребенка тыльной стороной к своему рту, чтобы при быстром произнесении звука ц он ощутил один удар воздушной струи, а не два, как при тэс или тыс.

Третий способ
Подготовительные упражнения.
Упражнение для развития напора выдыхаемого воздуха. Просунуть между зубами кончик языка. Прижать его зубами. Быстро разжать зубы и с силой отдернуть кончик языка внутрь (не слишком далеко) одновременно с выдохом воздуха толчком. Слышится межгубный твердый звук Т 
Упражнения для языка.
1. Открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние передние зубы, а язык приподнять и выгнуть так, чтобы передняя часть прижималась к небу. Язык касается верхних зубов спинкой. Без включения голоса произносить звук, имитирующий звук т. (При произнесении изолированного нормального звука т кончик языка упирается в передние верхние зубы.) Произнесение звука происходит в момент размыкания, когда кончик языка отскакивает от нижних передних зубов под напором сильной струи выдыхаемого воздуха. Губы напряжены, растянуты в улыбке. Контроль ладонью руки.
Упражнение полезно тем, что приучает язык к тому положению, которое выполняется при произнесении звука Ц.
2. Открыть рот. Кончиком языка напряженно упереться в нижние передние зубы. Спина языка выгнута и касается верхних передних зубов. Чтобы спинка языка лучше соприкасалась с небом, боковые края языка зажимаются зубами и остаются зажатыми и в момент вдоха, и в момент выдоха. Кончик языка должен оставаться свободным.
Вдохнув, выдохнуть воздух коротким сильным толчком при одновременном отталкивании кончика языка от нижних передних зубов. Положение зубов не меняется. Губы напряжены и растянуты в улыбке. Слышится короткий звук Ц.
Повторить предыдущее упражнение без зажатия зубами боковых краев языка. (Если вместо звука Ц слышится глухой слог цэ или ца, значит рот слишком широко открыт.) 






ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ Ш, Ж
Как произносится звук "Ш".
Характеристика звука: согласный, глухой, твердый, шипящий.
Парного ему мягкого звука в русском языке нет, парный звонкий - звук Ж.
При произнесении звука ш в норме органы речи принимают следующее положение: 
  • губы несколько выдвинуты вперед;
  • кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
  • боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.
  • голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;
  • воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
Любое отступление от правильного артикуляционного уклада ведет к искажению звука.
При постановке звука основной задачей является создание у ребенка правильной артикуляции данного звука. 
Искажения произношения звука Ш

Нарушения произношения шипящих звуков называются сигматизмами. Встречаются межзубный, боковой и носовой сигматизмы.
Межзубный сигматизм
При этом виде нарушения звук ш имеет шепелявый оттенок. Это происходит из-за того, что, в отличие от положения органов артикуляции в норме, язык просовывается между верхними и нижними резцами, образуя с ними плоскую щель, спинка опущена и не образует заднюю часть ковшика. Воздушная струя при поднесении ладони ко рту слабая, рассеянная. Возможные причины искажения звука: укороченная подъязычная связка, затрудняющая подъем языка к нёбу; высокое и узкое твердое небо.
Подготовительный этап коррекционной работы. Проводятся упражнения для подъема кончика и передней части языка за верхние зубы, выработки направленной воздушной струи; отрабатывается звук т, требующий подъема кончика языка за верхние зубы.
Постановка звука. При открытом рте, в медленном темпе 4 - 5 раз произносить с придыханием звук т, ударяя кончиком языка в бугорки за верхними зубами. Постепенно учимся удлинять выдыхаемую струю и не ударять в бугорки, а только поднимать к ним кончик языка.
После постановки звука переходят к автоматизации: последовательно вводят поставленный звук в слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных), слова и фразы.
Боковой сигматизм
Боковой сигматизм, если в произносимых им словах вместо звука ш вы слышите своеобразный, хлюпающий звук. При этом один из углов губ слегка опущен или оттянут, может быть легкое смещение нижней челюсти влево или вправо; язык поднят вверх и упирается в корни верхних резцов или опущен за нижние резцы; спинка языка образует смычку с альвеолами, в основном ее левая или правая половина, а другая половина опущена вниз; боковые края языка также опущены. Воздушная струя при поднесении ладони ко рту идет вбок (влево или вправо) или выходит по обоим краям языка, в то время, как в норме воздушная струя должна идти строго посередине языка. Возможные причины искажения звука: слабость мышц одной половины языка; боковой открытый прикус.
Подготовительный этап коррекционной работы. Делайте упражнения для укрепления боковых краев языка, равномерного подъема кончика передней части спинки языка вверх, выработки воздушной струи, идущей посередине языка, отрабатываются звуки т и с.
Постановка звука. Используя механическую помощь (плоскую, узкую, слегка выгнутую ручку от чайной ложки), поднимают широкий язык за верхние зубы, отодвигают его назад - к бугоркам (края ручки ложки при этом находятся примерно на уровне четвертых резцов), слегка зажимаете зубами ложку и длительно произносите звук с (передние зубы все время видны).
После того, как звук поставлен, переходят к автоматизации: последовательно вводят поставленный звук в слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных), слова и фразы.
Носовой сигматизм
При этом виде нарушения звук ш заменяется храпом (в нос) или звуком, похожим на глубокий х с носовым оттенком. В отличие от нормальной артикуляции, при носовом сигматизме органы речи занимают нейтральное положение, язык опущен вниз и оттянут в глубь рта, задняя часть языка поднята вверх, соединяется с мягким небом, боковые края опущены вниз. Воздушная струя выходит через носовую полость, а не изо рта.
Причиной искажения звука в данном случае является излишнее напряжение задней части языка.
Подготовительный этап коррекционной работы. С помощью специальных упражнений вырабатывается умение удерживать широкий распластанный язык на верхней губе, умение направлять воздушную струю на кончик поднятого на верхнюю губу языка ; отрабатываются звуки т и с.
Постановка звука. При открытом рте, длительно, без голоса произносить звук р и кончиком ручки чайной ложки, поднесенной к подъязычной уздечке, останавливать вибрацию передней части языка - будет слышно шипение. После неоднократных повторений можно вызвать шипение, едва поднеся ложку к подъязычной уздечке; затем убрать ложку и, сближая зубы, добиться правильного звучания ш.
Если нет звука р, ставят звук ш от звука с с механической помощью. Длительно произносить звук с. При этом ручкой чайной ложки, подведенной под переднюю часть языка (поперек), поднимают язык вверх и слегка отодвигают назад, пока не будет четко слышен звук ш.
Замена звука Ш другими звуками

Нарушения произношения, при котором происходит замена звука ш другим звуком называется парасигматизмами. Встречаются губно-зубной, призубный, свистящий и шипящий парасигматизмы.

Губно-зубной парасигматизм
При этом нарушении звук ш заменяется звуком ф: шапка - "фапка", машина - "мафина", душ - "дуф". Это происходит потому, что, в отличие от нормы органы артикуляции при губно-зубном сигматизме занимают следующее положение: верхние зубы сближены с нижней губой и образуют щель, через которую проходит воздушная струя, язык оттянут назад и практически не участвует в образовании звука. Воздушная струя при поднесении ладони ко рту ощущается как узкая и холодная. Возможные причины искажения звука: нарушение фонематического слуха; прогнатия ( нарушение прикуса, при котором передние зубы верхней челюсти выступают далеко вперед ), вялость мышц передней части языка.
Подготовительный этап коррекционной работы. Необходимо выработать умение сопоставлять и различать на слух звуки ш и ф. Проводятся упражнения для отработки движений нижней губы вниз-вверх, подъема широкого переднего края языка вверх.
Постановка звука. Ставят звук ш по подражанию, используя зрительный контроль: следите перед зеркалом, чтобы нижняя губа была неподвижна, обнажала нижние резцы (можно придержать губу пальцем, поставленным в ямочку под нею). Можно также ставить звук ш от звука с с механической помощью, обращая внимание на правильное положение органов артикуляционного аппарата. После того, как звук поставлен, переходят к автоматизации: последовательно вводят поставленный звук в слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных), слова и фразы. После автоматизации проводится работа на дифференциацию (различение) звуков ш и ф.
Призубный парасигматизм
Этот вид нарушения характеризуется следующей особенностью произношения: звук ш заменяется в речи звуком т: шапка - "тапка", машина - "матина", душ - "дут". При этом губы занимают нейтральное положение, язык смыкается с альвеолами за верхними резцами, спинка языка опущена вниз, желобок посередине языка не образуется, боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам. Воздушная струя при поднесении ладони ко рту ощущается как толчкообразная, а не плавная, как должно быть в норме. Возможные причины искажения звука: нарушение фонематического слуха или снижение физического слуха; закрытый прикус.
Подготовительный этап коррекционной работы. Вырабатывается умение сопоставлять и различать на слух звуки ш и т; различать на основе тактильных ощущений звуки ш и т по воздушной струе (при ш - длительная, при т - толчкообразная). Также проводятся упражнения для выработки длительной направленной воздушной струи; положения широкого переднего края языка у бугорков за верхними резцами; отрабатывается звук с.
Постановка звука. Используя зрительный контроль за правильной артикуляцией, а также тактильные (осязательные) ощущения, добиваются правильного произношения звука ш. После того, как звук поставлен, переходят к автоматизации: последовательно вводят поставленный звук в слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных), слова и фразы. После автоматизации обязательна дифференциация (различение) звуков ш и т.
 Свистящий сигматизм
Звук ш заменяется звуком с: шапка - "сапка", машина - "масина", душ - "дус". В отличие от положения, характерного для нормального произношения звука ш, в этом случае органы артикуляции занимают положение, характерное для нормального произношения звука с: губы растянуты в легкую улыбку, зубы сближены и слегка обнажены, язык широкий, лежит у основания нижних резцов, не задевая их верхушек, спинка широкая, приподнята к альвеолам и посередине образует с ними щель в форме желобка, боковые края языка смыкаются с коренными зубами. Воздушная струя при поднесении ладони ко рту узкая, холодная, идет по средней линии языка. Возможные причины искажения звука: снижение слуха или нарушение фонематического слуха. 
Подготовительный этап коррекционной работы. Научитесь сопоставлять и различать на слух звуки с и ш; ощутите разницу в выходящей воздушной струе при произнесении звуков с и ш (при с - холодная струя, при ш - теплая). С помощью специальных упражнений отрабатывают движения широкого языка вверх, к передней части твердого неба, добиваются чередования движений широкого языка то за нижние, то за верхние зубы; чередования движений губ: растягивание в улыбку, выдвижение сомкнутыми вперед. После того, как звук поставлен, переходят к автоматизации: последовательно вводят поставленный звук в слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных), слова и фразы. После автоматизации работа над звуком заканчивается этапом дифференциации (различения) звука ш и звука-заменителя - с.
Шипящий сигматизм
При этом нарушении звучание сходно со звучанием смягченного звука ш: шапка - "щапка", машина - "мащина", душ - "дущ". В отличие от нормальной артикуляции, в этом случае губы округлены и слегка выдвинуты вперед, язык опущен вниз и отходит назад или упирается в нижние десны, желобок посередине языка не образуется, боковые края языка опущены, не смыкаются с коренными зубами. Воздушная струя при поднесении ладони ко рту растекается по всей поверхности языка. Возможные причины искажения звука: нарушение фонематического слуха или снижение слуха; прогения (нарушение прикуса, при котором передние зубы нижней челюсти выступают далеко вперед).
Подготовительный этап коррекционной работы. Вырабатывается способность сопоставлять и различать на слух звуки ш и щ. С помощью упражнений достигается умение поднимать широкий передний край языка к бугоркам за верхними резцами; чередовать движения широкого кончика языка от основания верхних резцов к передней части твердого неба (вперед-назад).
Постановка звука. Длительно произносить звук с. При этом ручкой чайной ложки, подведенной под переднюю часть языка (поперек), поднимают язык вверх и слегка отодвигают назад, пока не будет четко слышен звук ш. Затем добиваются этого умения уже без механической помощи.
После того, как звук поставлен, переходят к автоматизации: последовательно вводят поставленный звук в слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных), слова и фразы.

ЗВУК  Ж

 Звук ( Ж ) можно получить от звука ( Ш ) путём  включения в работу голосовых складок, либо по подражанию, либо с помощью специальных приёмов.

ЗВУК  Щ

 -      Звук ( Щ ) можно получить путём усвоения артикуляционной гимнастики и вырабатывания дополнительного подъёма средней части спинки языка, либо с помощью специальных приёмов.
-     Нижний вариант ( Щ ) получается от обратного слога ( АС ) при произнесении которого кончик языка отодвигается назад.

ЗВУК  Ч

-      Звук ( Ч ) можно получить по подражанию  путём усвоения артикуляционной гимнастики.
-      Звук ( Ч ) можно получить от обратного слога ( АТ'Щ ) при убыстрении темпа его произнесения.
-     Нижний вариант ( Ч ) получается от обратного слога ( АТ'), где ( Т' ) нижний вариант нормы, путём  сдвига  кончика  языка от нижних резцов.

Параротацизмы (замены)

Звук ( Р ) может заменяться звуками: Й; Л'; Л. 

    До 6-ти лет нормативная замена звука (р) обусловлена тем, что эти звуки сонорные (одной фонетической группы) и замены происходят по простоте в последовательности: й-л'-л. После 6-ти лет замена уже патологична. 

В, Г, Д, Н; либо Р заменяется на Э, Ы, У. 

Р заменяется на те же только мягкие. 
Причина: 

-   несформированность  фонематического восприятия и дифференциация звуков. 

Ротацизмы (искажение). 

1-я группа – когда вибрация есть; 

2-я группа – вибрация вообще отсутствует; 

1-ый вид – картавый ротацизм. 

Истинная картавость.
Язычковый  или увулярный ротацизм
Нёбный или велярный ротацизм
Кончик языка участия в артикуляции не принимает, а вибрирует маленький язычок - увуля.
Кончик языка участия в артикуляции не принимает, он лежит на дне ротовой полости, а вибрирует вся нёбная занавеска ("горловой ротоцизм" - термин этот устаревший.)


2 - ой вид – губной  ротацизм. 

-  Язык участия в артикуляции не принимает, активно действующим органом становятся губы, в результате работы которых слышится нечто среднее между  В и У (  W ). 

- «Кучерское» произношение - язык участия в артикуляции не принимает, идёт активная вибрация  губ, в следствии чего акустически на слух слышится нечто среднее между  Б и Р. 

3-ий вид – боковой  ротацизм. 

Боковые края языка, либо с одной, либо с обеих сторон не прижимаются к верхним боковым зубам, в результате чего – выдыхаемая воздушная струя проходит через образующиеся с боку щели. Слышится булькающий хлюпающий звук.  
4-ый вид – носовой  ротацизм. 

Мягкое нёбо опущено, кончик языка находится внизу, весь язык оттянут к сзади, высоко поднят корень языка. В  результате  слышится нечто среднее между Н и Г.

5-ый вид – одноударный  ротацизм. 
Кончик языка совершает однократные движения к альвеолам, но от них вибрации нет. В  результате  слышится нечто среднее между Д и Р.

6-ой вид – глухой  ротацизм ( редко встречается ). 

Сонорный звук ( Р ) произносится без голоса. 

Причины возникновения ротацизмов. 
1.      Короткая (укороченная), толстая (утолщённая) подъязычная связка (картавый, губной, одноударный ротацизмы). 
2.      Паретическое состояние мышц боковых краёв языка (дизартрия, боковой ротацизм). 
3.      Паретическое состояние мышц  кончика и передней части спинки языка (дизартрия, картавый и губной ротацизмы). 
4.      Паретическое состояние мышц  мягкого нёба (носовой ротацизм, по механизму – дизартрическое растройство). 
5.            Нечёткая не дифференцированная работа голосовых складок.

Искажения звука Р.
Из всех звуков русского языка звук р наиболее сложен по образованию, требует точных движений различных частей языка, поэтому его нарушения бывают многообразными. Причин нарушения звуков р и рь может быть несколько:
укороченная подъязычная связка (`уздечка`), ограничивающая движение вверх кончика языка и передней части спинки языка;
слабость мышц языка;
неумение выполнять языком произвольные целенапрвленные движения;
нарушения фонематического слуха.

Горловое произношение звука
Встречается часто у детей и взрослых. В редких случаях оно устраняется без специальной помощи, и если его не исправить, может остаться на всю жизнь.

Отличие горлового р от правильного состоит в том, что вибрация образуется колебаниями не кончика языка, а мягкого неба (маленького язычка). Такое произношение звука р считается правильным во французском, немецком и некоторых других языках.

Отличить горловое произношение от правильного нетрудно: для этого можно предложить ребенку широко открыть рот и длительно произносить р. При этом сказать правильный р невозможно, а горловой произносится свободно.

Коррекция горлового произношения звука р производится в несколько этапов.

Подготовительный этап.
Если у ребенка язык неповоротливый, напряженный и в речи нет правильных звуков ш и ж, следует прибегнуть к артикуляционной гимнастике, посредством которой будут выработаны нужные положения и движения языка.

Постановка звука.
Если у ребенка есть правильно произносимые звуки ш и ж, нужно сразу приступить к постановке проторного р, а затем выработке вибрации кончика языка (как при отсутствии звука).

P проторный необходимо получить для того, чтобы активизировать кончик языка и снять вибрацию маленького язычка или мягкого неба. Полученный звук закрепляют путем многократного повторения.Необходимо, чтобы ребенок контролировал зрительно свои движения перед зеркалом.

Автоматизация звука.
Когда будет получен правильный звук р, его очень осторожно вводят в слова. Привыкнув к горловому произношению, ребенок не всегда может проконтролировать свою артикуляцию. Поэтому длительное время необходимы самоконтроль и контроль со стороны взрослого.
 Боковое произношение звука P

При боковом произношении р вместо правильного звука слышится рль, это происходит от быстрого соединения звуков р и ль. Кончик языка при таком произношении р не колеблется, язык весь повернут так, что одна его боковая сторона прижата к верхним зубам, а другая при прохождении воздушной струи свисает и создает своеобразный призвук. Такое произношение р часто сочетается с боковым произношением шипящих и свистящих звуков, но иногда является и самостоятельным искажением. Если попробуете произнести звук р протяжно, то не сможете этого сделать, или будет слышаться долгий нечистый звук ль. Обратив внимание на артикуляцию, Вы увидите, что кончик языка прижат кверху и не вибрирует и что колеблется боковая сторона языка. Колебание может быть настолько сильным, что снаружи бывает видно, как дрожит щека.
Подготовительный этап
Подготовительный этап начинаем с гимнастики языка и губ. При р боковом обычно ослаблены мышцы одной половины языка, и для достижения правильной артикуляции требуется продолжительная работа. Различные упражнения для мышц языка проводятся в течение длительного времени, даже на этапе постановки звука.

Постановка звука
Выработать вибрацию кончика языка обычно удается с трудом, так как при попытках ее вызвать привычно приходит в состояние колебательного движения одна из сторон языка. Поэтому вначале ставят р проторный. Необходимо, чтобы вы пользовались р проторным постоянно: вводить этот звук в слова, фразы и самостоятельную речь. Только после этого можно приступать к выработке вибрации кончика языка.

Носовое произношение звука P и его коррекция
Носовое произношение звука р по звучанию похоже на сочетание нг. От правильного произношения оно отличается, во-первых, тем, что воздушная струя выходит через нос, а не через рот, во-вторых, тем, что кончик языка не участвует в артикуляции звука - он оттянут в глубь рта.
Подготовительный этап
Подготовительный этап начинается с понимания, что воздух можно выдыхать и через нос, и через рот. Глубоко вдохнув, сделайте медленный выдох через рот, поднеся к губам ватный шарик.

Потренировавшись в выдохе через рот, выдыхайте через нос (при закрытом рте поднести ватку к верхней губе). Затем сравнивают звуки, которые произносятся с выдохом через рот (в, ш и др.), со звуками, которые произносятся с выдохом через нос (м, н). Прикладывая ватку, бумажную полоску, следят за струей выходящего воздуха.

Постановка звука и автоматизация проводится в обычном порядке.

Проторное произношение звука P и его коррекция
Проторное произношение отличается отсутствием вибрации кончика языка. Звук произносится несколько смазанно и кратко. Если попроросить ребенка "порычать", длительного звука у него не получится.
Постановка звука производится как на 2-ом этапе при отсутствии звука.

Замена звуков Р, Рь другими звуками.
Часто дети заменяют звук р другими звуками, более простыми по артикуляции. Вместо рак будет слышаться л - «лак», й - «йак», ы - «ыак», гх - «гхак», в - «вак».

Подготовительный этап.
Работа ведется одновременно по нескольким направлениям: различение на слух звука р и его заменителя, усвоение разницы в их артикуляции (Сделайте карточки с буквой р и буквой его заменяющей, если ребенок знает буквы. В противном случае сделайте карточки символы - наклейте картинки со словами, начинающимися на эти звуки, лучше из одного слога, чтобы данные звуки слышались четко. Называйте слова, а ребенок пусть поднимает карточку с тем звуком, который он услышал. Далее, попросите его назвать слова с тем или иным звуком. Попросите его выбрать из набора картинок слова сначала с одним звуком, затем с другим. Сравните перед зеркалом положение органов речи при произнесении одного звука, затем другого, что в них общего, чем они отличаются); овладение правильными движениями языка с помощью артикуляционной гимнастики, игровых приемов, подражая образцу.
Постановка звука и автоматизация.
Проводится в обычном порядке. Однако надо учитывать: при замене звука р звуком г необходимо, внимательно слушая ребенка, следить, чтобы у него не возникала вибрация маленького язычка вместо вибрации кончика языка; при замене звука р звуком в не следует вызывать р проторный, так как последний сходен с в по способу образования (при в образуется щель между нижней губой и верхними резцами, при р проторном образуется щель между кончиком языка и альвеолами) и ребенок может смешивать эти звуки.

Дифференциация звука р и его заменителя. Необходимо провести дифференциацию, иначе при обучении письму может снова возникнуть замена р на другой звук, букву.

Коррекционная работа при отсутствии в речи звука Р

1. Выработка Р проторного (без вибрации кончика языка).

Подготовительный этап
Для правильного произношения звука р нужно, чтобы передний край языка стал широким. Удерживая язык широким за верхними зубами, чуть отодвинув его к альвеолам, нужно подуть на его кончик. Необходимо следить, чтобы губы не закрывали зубы, иначе это помешает видеть положение своего языка.

Постановка звука
Произносит с указанной выше артикуляцией звук з, что напоминает звук р, но без вибрации кончика языка. Если вместо р будет слышаться звук ж, надо подвинуть язык ближе к зубами. Слегка усиливая воздушную струю, присоединяя звук а, мы слышим cлог ра. С другими гласными получаются звукосочетания ры, ро, ру. Такая подготовка постепенно и прочно закрепляет правильную артикуляцию, но без вибрации кончика языка. Полученный звук р называется проторным. Далее следует приступить к выработке раскатистого звука р.
2.Выработка раскатистого звука Р (с вибрацией кончика языка)
Прежде чем приступить к выработке раскатистого р, следует научиться произносить звук р проторный.
 Подготовительный этап
Удерживая язык широким "побарабанить" языком за верхними зубами со звуком близким к д (д…д…д…) Полоска бумаги, поднесенная к его рту, должна колебаться при каждом ударе языка.

Постановка звука
Поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук похожий на зж (слышится что-то cреднее между этими звуками: з с призвуком ж или наоборот) или многократно проговаривать звук д (но язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук д не четкий). Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен. В это время прямым (чисто вымытым, с коротко остриженным ногтем, чтобы не поцарапать язык) указательным пальцем, обернутым в носовой платок, подложенным под кончик языка, производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. (Можно использовать пустышку, плотно набитую ватой или сделать пластмассовый шпатель из зубной щетки, удалив щетину, получится удобная пластмассовая палочка, углы должны быть обязательно закругленными). Если язык будет не широкий и не напряженный, палец увлечет его за собой и дрожания не будет. Язык будет раскачиваться вместе с пальцем, со звуком близким к дл. Обратите особое внимание на то, что язык должен быть как стойкий оловянный солдатик и ни при каких условиях не уходить со своего поста. Добившись вибрации кончика языка с механической помощью, продолжительность вибрации удлиняют и постепенно переходят к тому, что начинают вибрацию с механической помощью, а продолжает без нее. Если же самостоятельная вибрация кончика языка не вырабатывается очень долго, начинают автоматизацию звука р в слогах и в словах, добиваясь раската с механической помощью. Можно вызвать вибрацию кончика языка следующим образом: при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, подуть на него. В момент отрыва языка от неба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка. Это упражнение закрепляет ощущение вибрации кончика языка, и далее вы можете вызвать этот звук самостоятельно, без механической помощи.
Второй вариант этого же способа (с механической помощью). Поднять язык к небу, до предела растянув "уздечку". Затем большим указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и "уздечка" должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык "набухает", и слышится звукосочетание тж (у некоторых сразу получается сочетание тр (др)). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полутора - двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание тж постепенно перейдет в тр (др), Обязательно следите за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у неба, а края языка прилегали к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается короткое тр-тр (др - др). Могут быть следующие неточности: пальцы схватывают "уздечку", и вибрации при выдувании воздуха не получается; воздух проходит не вдоль языка, а в нос, поэтому язык не "набухает" и не "трыкает"; недостаточно сильная струя выдыхаемого воздуха; вместо звукосочетания тр (др) слышится тл, это означает, что произвольно работает сам язык (работать, т. е. вибрировать, язык должен под напором сильной струи воздуха), язык же должен плотно прилегать к небу и быть неподвижным; следует воздержаться от постановки звука р по подражанию. При правильном произношении звука вибрирует кончик языка, а при неправильном подражании очень часто начинает вибрировать либо "язычок", либо корень языка, соприкасающийся с мягким небом. После закрепления произнесения короткого тр (др) необходимо тренировать раскатистое длительное тр (др) - вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев. На любом из данных этапов не следует торопиться. Может получится раскатистый р с первого раза, и может понадобиться на это несколько месяцев. Основная задача, которая стоит перед Вами, выполнять данные упражнения регулярно, желательно, каждый день. Начав постановку р одним способом, не спешите в нем разочаровываться и переходить к другому. Проявите терпение в данной работе.

Звук Pь
После автоматизации р, используя прием подражания, добиваются правильного произнесения рь. Длительный раскатистый р последовательно соединяют с гласными и, я, е, ё, ю растягивая при этом губы в улыбку. Добившись правильного произношения рь в слогах, вводят слова и т. д. 


Постановка звука [Р] у взрослых






Дефекты произношения звуков ( Л ) и (Л' )
и методы их коррекции.

Эти звуки могут отсутствовать, заменяться, искажаться. 

  Параламбдацизмы.

Звук ( Л ) может заменяться звуками ( Й ), ( Л' ), ( Р ).
Звук ( Л' ) может заменяться звуками ( Й ), ( Р ).
До 5 - ти лет норма, затем – патология (последовательность обусловлена онтогенезом детской речи).

Существуют замены в любом возрасте патологичные: это Р, В, Г, Н, Ы, Э, У.

Причина:
- несформированность фонематического восприятия и дифференциации фонем.

Ламбдацизмы.

1.Вид.  Губно – губной (двугубный ) ламбдацизм.

   Язык участия в артикуляции не принимает, лежит на дне ротовой полости. Губы – активно - действующий орган, в результате работы которых слышится нечто среднее между ( В ) и ( У ) – W.

2.Вид. Полусмягчённый  ламбдацизм.

   Кончик языка располагается не у верхних резцов (как при звуке ( Л )) и не у альвеол (как при звуке ( Л' )), а между ними. В результате звук произносится недостаточно твёрдо  для твёрдых, недостаточно мягко для мягких.

3.Вид. Носовой  ламбдацизм.

Мягкое нёбо опущено к языку внизу, весь язык оттянут к сзади, корень языка поднят. В результате вместо ( Л ) слышится среднее между ( Н ) и ( Г ).

4.Вид. Межзубный  ламбдацизм. 

Кончик языка располагается между зубами (акустика не нарушается ). 

5.Вид. Губно – зубной  ламбдацизм. (Не все выделяют). 

Язык участия в артикуляции не принимает, нижняя губа поднята вверх и полностью захватывается верхними резцами, что отражается на акустике звука. 

Причины возникновения ламбдацизмов.  

1. Короткая (укороченная), толстая (утолщённая) подъязычная связка (механическая дислалия) приводит к возникновению межзубного, губно-губного, губно-зубного ламбдацизмов. 

2. Паретическое состояние  мышц  кончика и средней части спинки языка (межзубный, двугубный, губно-зубной ламбдацизмы). 

3.Паретическое состояние мышц  мягкого нёба вызывает носовой ламбдацизм, дизартрический характер. 

4.Нечёткие недифференцированные движения кончика языка при сохранности иннервации мышц языка, её силе (функциональная дислалия).

Искажения звука Л

Межзубное произношение звука Л
При этом слышится правильный звук, только артикуляция его немного изменена: кончик языка, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, выходит наружу между зубами. Межзубным произношением л пользуются как переходным этапом при постановке звука л. Поэтому исправление данного варианта искажения звука осуществляется так же, как при отсутствии звука л. Однако надо учитывать, что для автоматизации л потребуется больше времени тем , кто произносит межзубно не только этот звук, но и другие (т, д, н, с, з, ц).

Носовое произношение звука Л
Носовое произношение звука л резко отличается от правильного и по артикуляции, и на слух. Язык прикасается задней частью к мягкому небу, а не кончиком к верхним резцам, как это происходит при правильном произношении звука л. Кроме того, воздушная струя частично или полностью проходит через нос, как при звуке н. Слышатся два нечетких звука: нг. Речь будет звучать так: "Мышка весенго жинга, на пуху в угнгу спанга".

При исправлении носового произношения прежде всего необходимо выработать правильное направление воздушной струи: она должна идти через рот.

Постановка и автоматизация звука при носовом произношении проводятся так же, как и при его отсутствии.

Замена звуков Л, Ль другими звуками
Исправление замен л другими звуками на подготовительном этапе осуществляют сразу по нескольким направлениям: учат различать на слух звук л и его заменитель, осознавать разницу в их артикуляции, четко выполнять движения языком, необходимые для правильного произношения звука л. Но в отдельных случаях упражнения для языка и губ имеют свои особенности.

Замена звука Л звуком Й
При этом нарушении кончик языка остается внизу, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, а средняя часть спинки выгибается вверх дугой, вместо того чтобы опускаться. "Мышка весеё жия, на пуху в угью спая."
При замене л на й научитесь удерживать кончик языка за зубами, крепко прижимая его к верхним резцам, опускать среднюю часть спинки языка, а заднюю поднимать. Чтобы язык принял такое положение, ребенка просят просунуть кончик языка между передними зубами и сказать протяжно ы или при открытом рте положить на среднюю часть языка круглую пластмассовую трубочку, а кончик языка поднять за верхние резцы.

Замена звука Л звуком У
При этом нарушении активное участие в образовании звука принимают губы, а не язык. При замене л на у губы не должны двигаться. Для этого посмотрите в зеркало на свои губы при неоднократном произнесении слога ла. Обратите внимание на то, что губы не вытягиваются вперед, язык все время виден - он опускается сверху вниз. Упражнение повторяют несколько раз, пока не научитесь легко переключаться с одного движения на другое в быстром темпе. Следите, чтобы не загибался кончик языка внутрь.

Замена звука Л звуком Ы
Задняя часть спинки языка поднята, а кончик опущен. Люди не замечают, что заменяют звук, а некоторые нередко считают, что звук л пропускается. В этом случае проводится работа как при отсутствии звука л.

Замена звука Л звуком В
Язык не принимает участия, к верхним резцам двигается нижняя губа. Люди часто считают, что это не недостаток речи, а лишь нечеткость произношения звука л.
При замене л на в необходимо затормозить движения нижней губы. Для этого учат сначала опускать ее, обнажая зубы, и удерживать в таком положении под счет от 3 до 5, потом поднимать к верхним зубам. Эти движения повторяют несколько раз. Если у вас не получается, используют механическую помощь: опускают и поднимают нижнюю губу указательным пальцем, поставленным под нее.

Замена звука Л звуком Г
Кончик языка не поднимается к верхним резцам, а опускается и оттягивается от нижних резцов, задняя часть спинки языка поднимается и упирается в мягкое небо, вместо того чтобы только приподниматься. При замене л на г поймите, в чем ошибки произношения и чем оно отличается от правильной артикуляции.
Постановка и автоматизация звука л проводятся, как и при его отсутствии.

При заменах звука л другими необходимо провести полную дифференциацию (в изолированном положении, слогах, словах, фразовой речи) этого звука и его заменителя.

Дефекты смягчения звуков и методы их коррекции

Дефекты смягчения встречаются в группе согласных звуков, имеющих твёрдую и мягкую пару. Поскольку артикуляция твёрдых и мягких звуков различается функцией средней части спинки языка, выделяют дефекты: 

1. Дефект – полное отсутствие мягких звуков речи, постоянная их замена твёрдыми звуками.

Причины:

- нарушение фонематического восприятия и дифференциации звуков по противоположности твёрдости и мягкости; 

- паретическое состояние мышц средней части спинки языка; 

- снижение физиологического слуха.

2. Дефект – полное отсутствие твёрдых звуков речи, постоянная их замена мягкими звуками. 

Причины:

- нарушение фонематического восприятия и дифференциации звуков по противоположности твёрдости и мягкости;

- спастическое  состояние мышц средней части спинки языка;

- снижение физиологического слуха.

 3. Дефект – нарушение дифференциации между твёрдыми и мягкими согласными.

Проявляется в том, что наряду с правильным произнесением твёрдых и мягких звуков, наблюдается отклонение как в одну, так и в другую сторону.

Причина:



- нарушение фонематического восприятия и дифференциации звуков по противоположности твёрдости и мягкости.

                                         













Комментариев нет: