пятница, 7 марта 2014 г.

АРТТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

Арттерапевтические техники,
помогающие снять нервное напряжение и подключить 
внутренние резервы организма ребенка

«Живопись с помощью пальцев»

  

 Такой вид живописи очень благотворно влияет на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет. Рисующий может сделать пробные рисунки, и от него не требуют большого мастерства. Кроме того, краски растекаются и переливаются, как эмоции. С помощью красок ребенок может выплеснуть эмоциональное на­пряжение во вне, происходит разрыв напряжения, наступает успокоение. Это также позволит вам отследить внутреннее состояние ребенка. Живопись помогает адекватно выразить эмоциональное состояние ребенка: гнев, обиду, боль, радость. И это прекрасно видно в работах. Также у детей существует сенсорный голод, го­лод к прикосновениям, так как именно кинестетический опыт является ведущим в этом возрасте. Прикосновение к краскам, их размазывание по ватману позволяет более полно включиться ребенку в процесс творчества, подключает внутренние резервы организма.
В этом возрасте тяга к кинестетическим экспериментам, т.е. желание все по­трогать, часто пересекается родителями. Преодоление этого запрета, удовлетво­рение потребности запачкаться (и за это не будут ругать!) - очень важные момен­ты. Предварительно, конечно, необходимо надеть на ребенка фартук, дать ему легко смываемые краски и закрыть поверхность стола клеенкой.
Когда ребенок будет рисовать, начните вместе с ним, покажите ему, как это делать. Расспросите, что он нарисовал, пусть расскажет, о чем рисунок.
«Живопись с помощью ног»


Если вы уже освоили живопись руками, то предлагаем вам попробовать     рисовать с помощью ног.
Ноги обладают тонкой чувствительностью, но большую часть времени они на­ходятся в обуви, в которой не могут ничего чувствовать. После окончания рисо­вания ноги моют и вытирают полотенцем, в результате чего происходит массаж ног, который успокаивает ребенка.
Особое ощущение свободы и творчество при рисовании ногами трудно передать словами. Перед тем как предложить ребёнку рисовать, попробуйте сами что-нибудь нарисовать в спокойной обстановке, прислушайтесь к себе. иногда эмоции, которые могут возникать во время рисования, необычны и следует их хорошо прочувствовать, чтобы при общении с ребёнком вы могли ими управлять.
При рисовании ногами вместе с детьми, следует расстелить большую клеенку. На неё положить листы ватмана или плотной бумаги, можно использовать остатки старых обоев. Рядом поставьте маленький лоток с краской.
Затем попросите ребёнка снять обувь, носки и рассказать, что чувствуют ноги, когда они свободны, что можно изобразить с помощью ног. Покажите ребёнку, как пользоваться краской, как и что ступнями и пальцами можно нарисовать. Попросите ребёнка оставить как можно больше разнообразных отпечатков, посмотрите на характерные отличия.
Пусть ребёнок нарисует что-нибудь и сами также нарисуйте. Как только рисунок будет закончен, вымойте ноги, оботрите их и попросите ребёнка расспознать, что он нарисовал. 
Обязательно похвалите его и сохраните рисунок.

"Работа с глиной". 


    Работа с глиной оставляет приятные ощущения, позволяет расслабиться. Гиб­кость и податливость глины дает возможность получать как тактильные, так и ки­нестетические (прикосновение, ощущение движения) ощущения. Ошибки в рабо­те легко устраняются. Этот вид творчества самый наглядный и позволяет наблю­дать за состоянием ребенка. Работа с глиной позволяет удовлетворить интерес ре­бенка к частям тела. Высохнув, глина превращается в мелкий порошок и легко смывается с рук, удаляется с одежды. Еще глина обладает свойствами, способст­вующими заживлению ран.
Ребенка полезно снабдить ящиком с инструментами для работы с глиной: кар­тофельной толкушкой, палочкой для размешивания, колотушкой и т.д. Необхо­димо иметь баночки с водой для смывания глины.
При работе позвольте ребенку почувствовать глину. Для этого совместно мож­но выполнить следующие задания:
       -        закройте глаза и почувствуйте кусок глины, подружитесь с ним. Какой он?
     Гладкий? Ровный? Плотный? Выпуклый? Холодный? Теплый? Влажный? Сухой? Тяжелый или легкий?

-          отложите его и отщипните кусочек большой и поменьше;
      -          сожмите, разгладьте глину пальцами, тыльной стороной руки. После того
как разгладили глину, ощупайте место, где разгладили;

-          соедините все кусочки вместе, чтобы получился шарик;
-          проткните глину;
-          пошлепайте по ней, пощупайте место от шлепка;
-          оторвите кусочек и сделайте змею, сожмите в кусок.
Занятия с глиной позволяют снять стресс, помогают выражению чувств, избавиться от избытка слов, если ребёнок болтлив и приобщить к социальной активности необщительных детей.
Сохраняйте поделки ваших детей, хвалите их. В дальнейшем занятия с глиной помогут восстановить эмоциональное равновесие.




Комментариев нет: