четверг, 7 сентября 2017 г.

ЧТО НУЖНО, ЧТОБЫ РЕБЕНОК ЗАГОВОРИЛ...

Многие родители наших детей задаются вопросом: почему мой ребенок не говорит  и как ему помочь?
Я не буду углубляться в физиологические причины нарушения речи, это могут быть болезни мамы во время беременности, патологические роды, болезни ребенка на раннем этапе жизни, прививки, травмы, генетические проблемы и т.д.и т.п.
Нас скорее интересует не почему, а что же делать? И это правильно, потому что мозг ребенка очень пластичен, и если и есть травмы или функциональные нарушения мозга, то здоровые зоны могут взять на себя функцию поврежденных.

Давайте рассмотрим что необходимо, для появления речи?

1.     Коммуникативный аспект – другими словами, ребенок хочет говорить. Дети руководствуются одним из мотивов: - «я хочу, чтобы ты…», «посмотри, что там…», ребенок хочет поделиться информацией. Если «запаздывает» только этот аспект речи, то вопрос часто решается походом ребенка в детский сад. Вот там полно ситуаций, где надо попросить что-то,  защитить свои интересы, и высказать отношение. К сожалению, именно этот аспект речи часто и сильно нарушен у детей с аутичными чертами.

2.     Когнитивный аспект – способность к анализу и символизации.
Например, желтая птичка с красным носом – обзначается словом «утка». Почему именно этот предмет имеет отношение к звукосочетанию «утка», часто ребенку бывает не понятно. Примерно к году ребенок в норме понимает, что какой-то предмет можно обозначить чем-то другим (не только картинкой), а именно определенной звуковой оболочкой.

3.     Сенсомоторный аспект – способность воспринимать звуки, анализировать, произносить, создавать моторные схемы и контролировать их на слух.
Говорящему человеку довольно трудно понять, как не просто сказать неговорящему ребенку «пака». Одно дело сказать «па», совсем другое – «па-па», и третье – «па-ка». Ребенку нужно сначала вычленить этот звук (понять что именно его надо сказать), потренироваться произносить его изолированно, сверить с эталоном. Далее быть в состоянии построить двухслоговую схему этого слова, смочь переключиться с одного движения (губами – «па») на иное движение (языком – «ка»), сличить с эталоном (так ли я слышал это ранее).
Слуховой анализатор у неречевых детей часто страдает, а он работает в связке с моторным анализатором. У детей с нарушениями речи часто нарушена крупная моторика (они неловки, не могут пройти по бровке, попрыгать на одной ножке и др.). Мелкие же движения артикуляционного аппарата, которые выполняются без контроля зрения, еще сложнее. Для того, чтобы хорошо работал моторный анализатор, должна быть достаточно хорошо развита тактильная чувствительность (отсутствие сенсорных проблем) и проприцептивная чувствительность (ощущения от движения мышц и связок).
Часто дети имеют нарушения не на одном уровне, а на всех трех.
Вот почему в нашем центре мы подходим к проблеме речи комплексно: занимаемся не только развитием речи, а работаем над ее базисными структурами (коммуникативными мотивами, памятью, вниманием  – психолог, сенсорная интеграция – мозжечковая стимуляция, развитием ритма и мелодики – логоритмика, проприцептивной чувствительности способствуют массажи).

                                                                          учитель-логопед  Акименко Юлия


Комментариев нет: