Многие родители
наших детей задаются вопросом: почему мой ребенок не говорит и как ему помочь?
Я не буду
углубляться в физиологические причины нарушения речи, это могут быть болезни
мамы во время беременности, патологические роды, болезни ребенка на раннем
этапе жизни, прививки, травмы, генетические проблемы и т.д.и т.п.
Нас скорее
интересует не почему, а что же делать? И это правильно, потому что мозг ребенка
очень пластичен, и если и есть травмы или функциональные нарушения мозга, то
здоровые зоны могут взять на себя функцию поврежденных.
Давайте
рассмотрим что необходимо, для появления речи?
1.
Коммуникативный аспект – другими
словами, ребенок хочет говорить.
Дети руководствуются одним из мотивов: - «я хочу, чтобы ты…», «посмотри, что
там…», ребенок хочет поделиться информацией. Если «запаздывает» только этот
аспект речи, то вопрос часто решается походом ребенка в детский сад. Вот там
полно ситуаций, где надо попросить что-то,
защитить свои интересы, и высказать отношение. К сожалению, именно этот
аспект речи часто и сильно нарушен у детей с аутичными чертами.
2.
Когнитивный аспект – способность к
анализу и символизации.
Например, желтая
птичка с красным носом – обзначается словом «утка». Почему именно этот предмет
имеет отношение к звукосочетанию «утка», часто ребенку бывает не понятно.
Примерно к году ребенок в норме понимает, что какой-то предмет можно обозначить
чем-то другим (не только картинкой), а именно определенной звуковой оболочкой.
3.
Сенсомоторный аспект – способность
воспринимать звуки, анализировать, произносить, создавать моторные схемы и
контролировать их на слух.
Говорящему
человеку довольно трудно понять, как не просто сказать неговорящему ребенку
«пака». Одно дело сказать «па», совсем другое – «па-па», и третье – «па-ка».
Ребенку нужно сначала вычленить этот звук (понять что именно его надо сказать),
потренироваться произносить его изолированно, сверить с эталоном. Далее быть в
состоянии построить двухслоговую схему этого слова, смочь переключиться с
одного движения (губами – «па») на иное движение (языком – «ка»), сличить с
эталоном (так ли я слышал это ранее).
Слуховой
анализатор у неречевых детей часто страдает, а он работает в связке с моторным
анализатором. У детей с нарушениями речи часто нарушена крупная моторика (они
неловки, не могут пройти по бровке, попрыгать на одной ножке и др.). Мелкие же
движения артикуляционного аппарата, которые выполняются без контроля зрения,
еще сложнее. Для того, чтобы хорошо работал моторный анализатор, должна быть
достаточно хорошо развита тактильная чувствительность (отсутствие сенсорных
проблем) и проприцептивная чувствительность (ощущения от движения мышц и
связок).
Часто дети имеют
нарушения не на одном уровне, а на всех трех.
Вот почему в
нашем центре мы подходим к проблеме речи комплексно: занимаемся не только
развитием речи, а работаем над ее базисными структурами (коммуникативными
мотивами, памятью, вниманием – психолог,
сенсорная интеграция – мозжечковая стимуляция, развитием ритма и мелодики –
логоритмика, проприцептивной чувствительности способствуют массажи).
учитель-логопед Акименко Юлия
Комментариев нет:
Отправить комментарий